Главным итогом преобразований в сельском хозяйстве стала его техническая модернизация, однако крестьянство заплатило за коллективизацию высокую цену
Начавшаяся в СССР индустриализация неизбежно требовала симметричных изменений в аграрном секторе экономики. 3 декабря 1929 года бюро Сибкрайкома ВКП (б) постановило довести уровень коллективизации региона к 1932–1933 годам до 85 процентов. В Красноярском и Канском округах коллективизацию предполагалось завершить к октябрю 1932 года, а в Ачинском, Хакасском и Минусинском округах — к октябрю 1933 года.
В январе 1930 года Сибкрайком принял решение завершить переход к коллективным хозяйствам уже к весне 1930 года, и началось форсированное создание колхозов, в ходе которого допускалась масса нарушений принципа добровольности. Сводки ОГПУ содержат колоссальное количество примеров проявления административного произвола. В Красноярском округе с января по март 1930 года доля коллективных хозяйств выросла с 11,7 до 55 процентов. Канский окружком в марте 1930 года рапортовал о
Параллельно с созданием коллективных хозяйств сибирские власти повели активное наступление на кулаков. Под этим предлогом на местах переходили к жестким мерам заготовок: подворному обходу крестьянских дворов, проверке амбаров, обложению всех дворов планами хлебосдачи. Обстановка на селе резко обострилась. В 1929 году в Ачинском округе было введено чрезвычайное положение по причине всплеска крестьянских выступлений против насильственных методов в борьбе с кулаками. Красноярский исполком определил контрольную цифру раскулаченных на 1930 год — 2137 хозяйств, что соответствует примерно 17–20 процентам крестьянских хозяйств, тогда как реальная доля кулацких хозяйств не превышала 5 процентов.
В Красноярском округе в конце декабря
Откликом Кичибашского выступления стали события 2 января 1930 года в селе Медведево. Отряд из 20 недовольных крестьян двинулся в с. Брагино, а отсюда — в с. Борки. Однако, получив по дороге известие о разгоне крестьян в Кичибаше, они разошлись по домам. Зачинщики и участники выступления были привлечены к суду и наказаны довольно жестоко: из 112 осужденных 92 были приговорены к расстрелу.