Выберите категорию

×

Красноярская детская железная дорога

Красноярская детская железная дорога — не только развлечение, но и первая школа будущих железнодорожников.

Красноярская детская железная дорога (ДЖД) является структурным подразделением Красноярской железной дороги, филиала ОАО «Российские железные дороги». Она расположена в Центральном парке Красноярска. Красноярская ДЖД соединяет в себе функции железнодорожного предприятия и учреждения дополнительного образования детей.

Красноярская детская железная дорога имеет протяженность 1,3 км, поворотный круг для разворота локомотива, а также два остановочных пункта — это станция Юбилейная и посадочная платформа Мечта. Подвижной состав включает в себя два мотовоза и шесть вагонов. С 2008 г. Красноярская детская железная дорога имеет конфигурацию замкнутого кольца. Также в структуру Красноярской ДЖД входит собственный музей, получивший в 2006 г. статус школьного музея.

Красноярская ДЖД является связующим звеном между ОАО «РЖД» и образовательными учреждениями края. Предприятие проводит профориентационные мероприятия в детских садах и школах, тем самым привлекая потенциальные кадры в железнодорожную отрасль. Здесь школьники постигают азы основных профессий железнодорожного комплекса. Проходя практику в должности дежурного по станции, ребята имеют возможность обучаться работе как на пульте-табло, так и на современном аппарате управления (АРМ ДСП на базе телеуправления малых станций). Аналогов подобной организации управления движением на сети детских железных дорог России нет.

Юные железнодорожники, избравшие профессию машиниста, учатся управлять локомотивом на пульте-тренажере, изготовленном Красноярским локомотивным депо специально для детской дороги.

Красноярская детская железная дорога — первая в России «малая» дорога. Своим рождением она обязана людям, которые мечтали работать на железной дороге, — ученикам фабрично-заводского училища Красноярского паровозоремонтного завода. Своими руками в свободное от работы и учебы время они собрали модель действующего в те времена паровоза Су, уменьшенную в 25 раз.

В начале 1930-х гг. по инициативе Захария Сергеевича Иванова, завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе, учащиеся ФЗУ начали строить действующую модель паровоза Су в масштабе 1:25 для колеи в 305 мм, получившую впоследствии индекс Су-00-01. В 1936 г. в жизни Красноярска произошло знаменательное событие: во время первомайской демонстрации детский поезд во главе с маленьким паровозом совершил свой первый рейс по Сенной площади (ныне это сквер Сурикова). Тысячи горожан, собравшихся на торжество, восприняли появление «игрушечного» поезда, как чудо. Тогда было решено построить в центре города постоянную колею. Дорогу перенесли в парк имени Горького, и 1 августа 1936 г. начала работу детская железная дорога.

Сначала машинист и его помощник не помещались в будке паровоза и управляли локомотивом, сидя в бутафорском тендере, а инструктор следил за действиями ребят, находясь вне поезда. Вагоны также пришлось изготовить самостоятельно, но без соблюдения масштаба, иначе разместить пассажиров в них было бы невозможно. Тем не менее дорога работала по всем правилам большой железной дороги.

В 1941 г. в числе первых ушел на фронт первый начальник детской железной дороги Петр Григорьевич Кругликов, за ним последовали и первые машинисты. Их места занимали новые юные железнодорожники, детская железная дорога во время войны продолжала работу. Помимо детей, на паровозе катались и бойцы, находившиеся на лечении в красноярских госпиталях.

В 1949 г. должность начальника детской железной дороги занял Виктор Иосифович Тарлюк — он бессменно проработал на своем посту 53 года. В 1961 г. маленький паровоз Су занял место на вечной стоянке перед вокзалом станции Первомайской, а ему на смену пришел мотовоз «Юность», построенный Красноярским локомотивным депо. В основу его силового агрегата был положен двигатель от автомобиля «Москвич-401». Но двигатель не помещался в узком кузове, и ширину колеи было решено увеличить с 305 до 508 мм, что составляет треть от стандартной колеи. Одновременно заменили и вагоны. Спустя пять лет мотовоз «Юность» был списан, его место занял мотовоз «Мечта-00-02», который 42 года курсировал на дороге вместе с «Юбилейным».

В 2006 г., в честь своего 70-летия, детская дорога получила подарок от Красноярской железной дороги — новые поезда, пути и просторное здание вокзала станции Юбилейной.

Очередной этап модернизации на детской железной дороге наступил в 2008 г. Железнодорожный путь был закольцован, и теперь пассажиры могут проехать через всю территорию парка. В связи с этим возникла необходимость постройки дополнительного посадочного пункта. Так на детской железной дороге появилась новая посадочная платформа — Мечта. С этого момента на детской дороге изменились направление и интенсивность движения поездов, увеличилось количество «рабочих мест» юных железнодорожников, введены новые должности, разработана новая схема дороги.

Красноярская детская железная дорога расположена по адресу: 660017, г. Красноярск, ул. Горького, 6, Центральный парк.

Дата последнего изменения: 01.12.2014

Шкала времени