Красноярская детская железная дорога — первая в России «малая» дорога. Своим рождением она обязана людям, которые мечтали работать на железной дороге, — ученикам фабрично-заводского училища Красноярского паровозоремонтного завода. Своими руками в свободное от работы и учебы время они собрали модель действующего в те времена паровоза Су, уменьшенную в 25 раз.
В начале 1930-х гг. по инициативе Захария Сергеевича Иванова, завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе, учащиеся ФЗУ начали строить действующую модель паровоза Су в масштабе 1:25 для колеи в 305 мм, получившую впоследствии индекс Су-00-01. В 1936 г. в жизни Красноярска произошло знаменательное событие: во время первомайской демонстрации детский поезд во главе с маленьким паровозом совершил свой первый рейс по Сенной площади (ныне это сквер Сурикова). Тысячи горожан, собравшихся на торжество, восприняли появление «игрушечного» поезда, как чудо. Тогда было решено построить в центре города постоянную колею. Дорогу перенесли в парк имени Горького, и 1 августа 1936 г. начала работу детская железная дорога.
Сначала машинист и его помощник не помещались в будке паровоза и управляли локомотивом, сидя в бутафорском тендере, а инструктор следил за действиями ребят, находясь вне поезда. Вагоны также пришлось изготовить самостоятельно, но без соблюдения масштаба, иначе разместить пассажиров в них было бы невозможно. Тем не менее дорога работала по всем правилам большой железной дороги.
В 1941 г. в числе первых ушел на фронт первый начальник детской железной дороги Петр Григорьевич Кругликов, за ним последовали и первые машинисты. Их места занимали новые юные железнодорожники, детская железная дорога во время войны продолжала работу. Помимо детей, на паровозе катались и бойцы, находившиеся на лечении в красноярских госпиталях.
В 1949 г. должность начальника детской железной дороги занял Виктор Иосифович Тарлюк — он бессменно проработал на своем посту 53 года. В 1961 г. маленький паровоз Су занял место на вечной стоянке перед вокзалом станции Первомайской, а ему на смену пришел мотовоз «Юность», построенный Красноярским локомотивным депо. В основу его силового агрегата был положен двигатель от автомобиля «Москвич-401». Но двигатель не помещался в узком кузове, и ширину колеи было решено увеличить с 305 до 508 мм, что составляет треть от стандартной колеи. Одновременно заменили и вагоны. Спустя пять лет мотовоз «Юность» был списан, его место занял мотовоз «Мечта-00-02», который 42 года курсировал на дороге вместе с «Юбилейным».
В 2006 г., в честь своего 70-летия, детская дорога получила подарок от Красноярской железной дороги — новые поезда, пути и просторное здание вокзала станции Юбилейной.
Очередной этап модернизации на детской железной дороге наступил в 2008 г. Железнодорожный путь был закольцован, и теперь пассажиры могут проехать через всю территорию парка. В связи с этим возникла необходимость постройки дополнительного посадочного пункта. Так на детской железной дороге появилась новая посадочная платформа — Мечта. С этого момента на детской дороге изменились направление и интенсивность движения поездов, увеличилось количество «рабочих мест» юных железнодорожников, введены новые должности, разработана новая схема дороги.
Красноярская детская железная дорога расположена по адресу: 660017, г. Красноярск, ул. Горького, 6, Центральный парк.