Выберите категорию

×

Красноярская летняя школа

Целью КЛШ является привитие школьникам стремления к формированию в себе всесторонне развитой, культурной, критически мыслящей, образованной личности, стремящейся к саморазвитию.

Красноярская летняя школа — организация дополнительного образования, предоставляющая старшеклассникам комплексное дополнительное образование в области физики, математики, химии, биологии, экономики, филологии, реализующая работу по социализации подростков и являющаяся уникальным экспериментальным полигоном для отработки новых технологий педагогической и социальной работы. Основная цель КЛШ, наряду со стандартными задачами временных детских коллективов, — привлечение школьников старших классов, интересующихся естественнонаучными предметами, к более серьезным занятиям наукой посредством создания среды интенсивного интеллектуального общения.

Красноярская летняя школа была организована в 1976 г. преподавателями и студентами Красноярского государственного университета. Инициатором создания КЛШ явился профессор В. Г. Пивоваров, ее основателями — ректор КрасГУ профессор В. С. Соколов и доцент В. О. Бытев. Первоначально КЛШ была только физико-математической школой, но впоследствии появилось биолого-химическое отделение, затем отделения информатики, филологии и экономики, а также экспериментальные проблемные педагогические группы.

КЛШ проводится ежегодно в августе, ее продолжительность составляет обычно 21 день. Место проведения — пригороды Красноярска: до 1991 г. и с 1997 по 2010 г. — пионерлагерь «Таежный», с 1992 по 1996 г. — лагерь «Горный», а с 2011 г. — лагерь «Орбита».

Набор школьников в КЛШ производится по результатам заочного конкурса среди учеников старших классов школ Красноярского края, ряда городов Сибири, Урала, Москвы и Московской области. Вступительное задание рассылается по школам, кружкам при вузах, распространяется по личным каналам преподавателей и выпускников КЛШ, публикуется в красноярских газетах.

Вступительное задание составляется из нестандартных, обычно оригинальных задач по предметам, которые преподаются в КЛШ (математика, физика, химия, биология, информатика, филология и экономика), решение которых, однако, не требует специальных знаний. Программа КЛШ рассчитана на школьников, окончивших 8—10-е классы, но иногда находятся ученики младше, способные справиться с заданием. По результатам проверки полученных работ и очных собеседований отбирается более 200 школьников.

В КЛШ ежегодно работает около 50 преподавателей. Они же выполняют роль вожатых небольших групп школьников — команд. С командой в 10—12 школьников работают 2—3 вожатых. Совмещение ролей вожатого и преподавателя рассматривается как важнейший элемент КЛШ, дающий школьникам возможность интенсивного общения с интересными людьми, реализующими себя в науке и образовании. В разные годы лекторами КЛШ были такие выдающиеся ученые, как Б. В. Шабат, Б. В. Гнеденко, М. А. Шубин, Ю. С. Ильяшенко, Ю. В. Матьясевич, Л. А. Айзенберг, К. С. Александров, И. И. Гительзон, А. Н. Горбань, многие другие профессора МГУ, МФТИ, КрасГУ, ведущие сотрудники институтов РАН.

Каждый школьник занимается по двум основным и одному факультативному курсам. Выбор основных курсов для школьника зависит, во-первых, от того, на каком из отделений он решил заниматься, во-вторых, от его возраста. Кроме этого, каждый школьник должен выбрать себе факультатив или лабораторию для исследовательских занятий. По основным курсам проводятся лекции и семинары. Факультатив может вести любой вожатый или лектор. Как правило, каждый ведет факультатив по теме, исследованием которой он занимается профессионально или глубоко ею интересуется.

Специальный раздел программы КЛШ связан с краткосрочными экспедициями как научно-исследовательской ориентации, так и историко-реставрационной.

Кроме обычных учебных дней, в КЛШ есть несколько праздничных, с традиционными большими соревнованиями. В эти дни вечером проводятся концерты-капустники, где выступают как вожатые, так и школьники.

Дата последнего изменения: 24.09.2014