Выберите категорию

×

Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе»

Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе» встречает гостей Красноярска, приезжающих в город по железной дороге.

Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе». Фото предоставлено пресс-службой Красноярской железной дороги Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе». Фото предоставлено пресс-службой Красноярской железной дороги

Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе» установлен в Красноярске на перроне железнодорожного вокзала с западной стороны.

Паровозы серии «СО» (Серго Орджоникидзе) считаются машинами военного времени — их обкатали накануне Великой Отечественной. По силе тяги они превосходили паровозы предыдущих выпусков — серии «Э». Их расчетная скорость была на 35% выше прежней машины и составляла 65 км/ч. Паровозы этой серии были основой колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, обслуживавших прифронтовые железные дороги.

Красноярские паровозы занимают особое место в истории. Их выпускал Сибирский завод тяжелого машиностроения («Красный Профинтерн»). За годы войны заводом было выпущено 40 паровозов. И они отличались от других машин этой серии. Над усовершенствованием «СО» работали заводские проектировщики под руководством главного конструктора завода Григория Александровича Щукина. Талантливый конструктор также преподавал черчение в только что созданном паровозостроительном техникуме (ныне Красноярский машиностроительный колледж). Предложения по улучшению многих характеристик паровоза, которые рождались в спорах и беседах со студентами, помогали инженерам и технологам. Их совместные идеи находили отражение в чертежах, в технологии изготовления деталей и узлов, в сборке паровозов.

Красноярские паровозы свободно брали составы по 40 вагонов, а иногда в силу военной необходимости тянули поезда и потяжелее. За счет новой топки была увеличена площадь обогрева воды. Паровозы красноярской марки отличались и живучестью (выходили из-под артобстрела с тяжелыми повреждениями, но своим ходом), и долговечностью (работали по 30–40 лет на магистралях страны и маневровых путях).

Сборка паровоза «Серго Орджоникидзе», 1946 г. Сборка паровоза «Серго Орджоникидзе», 1946 г.

С историей страны неразрывно связана судьба двух красноярских паровозов: СО17-1613 и СО17-1600.

СО17-1613 с наступающими на запад частями Красной армии первым прибыл в поверженный Берлин и дал длинный гудок. Это был символичный звук победы. А в июле 1945 г. именно он, СО17-1613, доставил правительственную делегацию во главе с И. В. Сталиным на знаменитую Потсдамскую конференцию. Вела паровоз интернациональная бригада: русский А. Смирнов, белорус М. Плетня и грузин А. Лаципидзе.

После войны легендарный паровоз еще два десятка лет был в строю. Руководство «Сибтяжмаша» готовило документы на право поставить «героя» на территории завода — как символ прочной связи машиностроителей и железнодорожников. Но не успели. В 1974 г. паровоз был поставлен на вечную стоянку в Днепропетровске, где он в последние годы работал. В музее завода «Сибтяжмаш» находится сегодня его макет.

СО17-1600 — это первый паровоз, который вышел с территории Сибирского завода тяжелого машиностроения. В 1943 г. он доставил в Москву эшелон из двух десятков вагонов с боеприпасами и продовольствием для солдат. Затем работал в прифронтовой полосе, доставлял раненых с фронта в разные госпитали Сибири, а на фронт тянул эшелоны с танками, артиллерией и боеприпасами. Не единожды был «ранен», но после войны тоже много лет оставался в строю. Это о нем красноярцы написали:

«Сквозь пар веков не шел — летел!
Железных жил не опасался рвать.
Был ранен. Выжил. Жил. Успел
Еще при жизни памятником стать».

В 1984 г. легендарная машина была установлена на площади возле Красноярского железнодорожного вокзала. В сентябре 2004 г. место стоянки паровоза было изменено: сейчас он стоит на перроне вокзала с западной стороны. Его видят пассажиры из окон поездов, возле него фотографируются молодожены, к нему приходят ветераны.

Дата последнего изменения: 09.10.2014

Источники

  1. Красноярская железная дорога.
  2. Сайт «Инновационное развитие ОАО „РЖД“: все самое интересное о железной дороге».
  3. Стальное звено Транссиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899—1999 / сост. В. В. Чагин, В. Г. Саклаков. — ВВ. Чагин, В. Г. Саклаков. — Красноярск: Кн. изд-во, 1998.