Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе» встречает гостей Красноярска, приезжающих в город по железной дороге.

Паровозы серии «СО» (Серго Орджоникидзе) считаются машинами военного времени — их обкатали накануне Великой Отечественной. По силе тяги они превосходили паровозы предыдущих выпусков — серии «Э». Их расчетная скорость была на 35% выше прежней машины и составляла 65 км/ч. Паровозы этой серии были основой колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, обслуживавших прифронтовые железные дороги.
Красноярские паровозы занимают особое место в истории. Их выпускал Сибирский завод тяжелого машиностроения («Красный Профинтерн»). За годы войны заводом было выпущено 40 паровозов. И они отличались от других машин этой серии. Над усовершенствованием «СО» работали заводские проектировщики под руководством главного конструктора завода Григория Александровича Щукина. Талантливый конструктор также преподавал черчение в только что созданном паровозостроительном техникуме (ныне Красноярский машиностроительный колледж). Предложения по улучшению многих характеристик паровоза, которые рождались в спорах и беседах со студентами, помогали инженерам и технологам. Их совместные идеи находили отражение в чертежах, в технологии изготовления деталей и узлов, в сборке паровозов.
Красноярские паровозы свободно брали составы по 40 вагонов, а иногда в силу военной необходимости тянули поезда и потяжелее. За счет новой топки была увеличена площадь обогрева воды. Паровозы красноярской марки отличались и живучестью (выходили