Выберите категорию

×

Мемориал в честь трудового подвига автомобилистов — строителей Красноярской ГЭС

25-тонный самосвал МАЗ-525, установленный на постаменте по дороге из Дивногорска на Красноярскую ГЭС,  напоминает о перекрытии реки Енисей в далеком 1963 году.

Мемориал в честь автомобилистов — строителей Красноярской ГЭС расположен слева от дороги, ведущей из города энергостроителей Дивногорска на Красноярскую ГЭС.

Памятник представляет собой 25-тонный самосвал МАЗ-525 с поднятым кузовом. На бампере автомашины лозунг: «Слава труду!» Самосвал установлен на бетонном постаменте, фасадная сторона которого имеет форму прямоугольника, боковые — форму трапеции. Справа и слева — бетонные глыбы, символизирующие остов плотины Красноярской ГЭС. Памятник хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Площадь вокруг памятника выложена бетонными плитами.

Мемориал был воздвигнут в память перекрытия русла реки Енисей в 1963 г. К весне 1963 г. завершился первый этап строительства Красноярской ГЭС, начавшийся в 1956 г. В левобережном котловане было закончено сооружение острова плотины. Для продолжения строительства ГЭС необходимо было перекрыть русло Енисея и начать отсыпку перемычек правобережного котлована. Для этого необходимы были самосвалы с большой грузоподъемностью. Уже имеющихся мощностей в автотранспортном управлении строительства явно не хватало для форсированного штурма реки. Поэтому к работе были привлечены большегрузные автомобили МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. Один такой самосвал заменял пять обычных машин.

25 января 1963 г. вышел приказ № 22 начальника строительства Красноярской ГЭС «О перекрытии Енисея», в котором была определена дата перекрытия реки в створе строительства Красноярской ГЭС — 25 марта 1963 г., а также говорилось об организации штаба перекрытия. 23 марта 1963 г. была взорвана низовая перемычка и вода хлынула в подготовленный котлован. 24 марта взорвали верховую перемычку, и река разделилась на два русла: одно — через забетонированное сооружение, через гребенку плотины, другое — через оставшийся узкий проран у правого берега, который и предстояло перекрыть.

Перекрытие Енисея, 1963 г. Источник: Государственный архив Красноярского края Перекрытие Енисея, 1963 г. Источник: Государственный архив Красноярского края

Само перекрытие Енисея состоялось при большом скоплении народа 25 марта 1963 г. В 9:50 поступила команда Андрея Ефимовича Бочкина о начале перекрытия ровно в 10:00. Всего в штурме участвовало 200 самосвалов. Кузовы многотонников были наполнены скальным грунтом, каменными глыбами, бетонными кубами.

Начало перекрытию положил шофер самосвала МАЗ-525 Леонид Назимко, сбросивший в реку гранитную глыбу с символической надписью: «Покорись, Енисей!» Вслед за ним бетонные тетраэдры в проран Енисея, ширина которого составляла 33 м, сбросили Юрий Коков и Геннадий Данилов.

По проекту на перекрытие Енисея предполагалось затратить двое суток, но все работы были завершены за 6 часов 36 минут. Уже в 17:30 проран был закрыт. Первыми по вновь отсыпанной перемычке прошли навстречу друг другу начальники управления основных сооружений: Георгий Тихонович Горлов с левого берега и Александр Федорович Сычев — с правого. Всего в банкет перемычки было уложено 8600 кубометров бетонных тетраэдров и кубов, негабаритных камней, скальной породы и песчано-гравийной массы.

Перекрытие Енисея, 1963 г. Источник: Государственный архив Красноярского края Перекрытие Енисея, 1963 г. Источник: Государственный архив Красноярского края

Перекрытие освещали не только ведущие СМИ Советского Союза, но и десятки зарубежных журналистов, фотокорреспондентов и кинооператоров. Современники сравнивали перекрытие Енисея с полетом в космос Юрия Гагарина.

В память об этой трудовой победе по дороге из Дивногорска на Красноярскую ГЭС по проекту Красноярского художественного фонда КрасноярскГэсСтрой воздвиг комплекс «Слава труду», который был торжественно открыт в ноябре 1981 г.

По решению Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов 24 декабря 1986 г. мемориал внесен в перечень охраняемых объектов культурного наследия регионального значения.

Дата последнего изменения: 08.10.2014

Источники

  1. Созидатели: участники строительства Красноярской ГЭС и г. Дивногорска 1955—1972 гг. / сост. И. Г. Гуляев. — Красноярск: Класс, 2011. — 400 с.
  2. Газета «Сибирский энергетик».
  3. Официальный сайт администрации города Дивногорска.