Первый рассказ Николая Устиновича — «Орудие» — увидел свет 20 августа 1930 г. Он был напечатан в московской «Охотничьей газете». Вскоре были опубликованы новеллы и зарисовки «Бердана», «Пурга» и «Тайга зовет» в московском журнале «Охотник» и в новосибирском «Охотник и рыбак Сибири». Автору в то время было только 19 лет.
В 1931 г. Николай Устинович завербовался на крупную стройку в Хабаровске, где работал землекопом, табельщиком, а позднее — сотрудником газеты-многотиражки. Именно здесь началась его журналистская карьера. В 1933 г. местное издательство скромным тиражом выпустило книжку под названием «Листопад» — это был первый сборник рассказов Николая Устиновича, который принес и первое признание читателей.
В 1937 г. Устиновича арестовали за «контрреволюционную деятельность» и осудили как врага народа, приговорив к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Поводом к аресту послужил рассказ «Листопад», в котором была описана типичная ситуация раскулачивания. На пятом году заключения Николай Станиславович подал ходатайство о пересмотре дела и в ноябре 1942 г. был досрочно освобожден. Он вернулся без нескольких пальцев рук и ног. Карандаш Устинович с тех пор держал большим и безымянным пальцами. Из-за этого на фронт 30-летнему сибиряку путь был заказан. С помощью другого красноярского писателя, Игнатия Рождественского, он устроился в редакцию газеты «Красноярский рабочий» и работал сначала спецкором сельхозотдела, а потом — литературным консультантом.
Литературные критики называли Николая Устиновича певцом сибирской природы и сравнивали его с Михаилом Пришвиным, ведь в своих произведениях он не просто изображает природу — он словно живет в ней вместе со своими героями, простыми, мужественными сибирскими промысловиками, лесорубами, золотоискателями.
При этом Николай Станиславович считал себя прежде всего детским писателем. Он тесно сотрудничал с детскими изданиями — газетой «Пионерская правда», журналом «Дружные ребята». В них печатались его рассказы: «Примета», «Терпеливые утята», «Цена жизни», «Ворона», «Дикий случай», «Спичка», «Бурундучок» и др. Многие из них вошли в школьные учебники.
Расцвет творчества Николая Устиновича пришелся на вторую половину 1940-х гг. В 1946 г. его приняли в Союз писателей СССР. Особый успех выпал на долю сборника «Лесная жизнь». Впервые он вышел в Красноярске в 1944 г., а в 1947-м под тем же названием был опубликован в столичном «Детгизе» и на болгарском языке — в Софии, а в 1948 г. — даже на китайском. Один за другим стали выходить сборники: «Аромат земли», «В лесной глуши», «По следу», «Соки земли», «В тайге», «Рассказы следопыта».
С 1958 по 1962 г. Устинович возглавлял Красноярскую писательскую организацию. Авторитет Николая Станиславовича был непререкаем. Большое внимание он уделял молодым писателям — проводил семинары, творческие встречи, помогал публиковать их произведения в альманахе «Енисей» и других изданиях. Он способствовал становлению и творческому росту таких красноярских литераторов, как Анатолий Чмыхало, Иван Сибирцев, Зорий Яхнин, Иван Назаров, Майя Борисова и др. Постоянными друзьями семьи были Рождественские, Федотовы, Берсоны, Ряннели, Мешковы и Черкасовы.
Николай Устинович прожил всего 50 лет — он скончался 4 ноября 1962 г. в Красноярске. На родине писателя, в Нижнеингашском районе, имя Николая Устиновича носят несколько школ, улица, музей, а также Центральная межпоселенческая библиотека, где собраны все произведения Николая Станиславовича. Здесь же каждые пять лет проводятся Устиновичевские чтения.