Выберите категорию

×

Побежимов Григорий Трофимович

Выдающийся летчик Григорий Побежимов до своей трагической гибели прокладывал авиационные трассы на Красноярском Севере.

Советский авиатор, полярный летчик, бортмеханик.

Григорий Побежимов родился в 1897 г. в селе Усманка Самарской губернии. Погиб в 1937 г. при попытке совершить перелет из Москвы в Америку через Северный полюс.

Окончил Самарскую морскую школу авиационных специалистов (1915), курсы Военно-воздушной академии им. Жуковского.

Во время службы в Российской императорской армии Григорий Побежимов получил профессию авиамоториста. После окончания Самарской морской школы авиационных специалистов в 1915 г. он служил помощником бортмеханика авиастанции морской авиации на острове Дегербю в Аландских шхерах на Балтике. Здесь он познакомился с В. С. Молоковым, дружба с которым продолжалась долгие годы.

В 1918 г. Г. Т. Побежимов вступил в Красную армию и уже в мае вместе с Молоковым участвовал под Самарой в боях с белочехами. Затем он получил направление в Нижний Новгород, где создавался авиационный гидроотряд Волжской военной флотилии. После окончания Гражданской войны Побежимов работал в школе высшего пилотажа, в Красном Селе.

Арктика

Работа Побежимова в Арктике началась в 1927 г. Как опытного бортмеханика, его включили в экипаж гидросамолета «Савойя» летчика Ефима Кошелева, который в составе экспедиции Г. Д. Красинского впервые совершил перелет на арктический остров Врангеля. Все авиаторы этой экспедиции, в том числе и Побежимов, получили награды, представления к орденам и грамоту следующего содержания:

«Дорогой товарищ! Вы сделали огромное и трудное дело, совершив в чрезвычайно тяжелых условиях перелет с Колымы на остров Врангеля, а также и перелет над не исследованной в воздушном отношении великой рекой Леной. Вы своим перелетом еще раз доказали, что советская авиация стоит на высоте последних достижений человеческого гения. Ваш перелет имеет огромное значение во всесоюзном масштабе, но для ЯАССР он имеет исключительное значение. Вы своим перелетом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум Осоавиахима ЯАССР жалуют Вас шкурами белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени».

После значимой экспедиции Побежимов учился на курсах Военно-воздушной академии им. Жуковского. В 1930-х гг. он работал бортмехаником в Управлении полярной авиации Главсевморпути, считался одним из лучших бортмехаников полярной авиации. Здесь за свои навыки Побежимов получил прозвище Полярный Левша.

Красноярск и Красноярский Север

В 1931 г. Побежимов получил перевод в Красноярск. Здесь на пустынном Телячьем острове (сейчас остров Молокова) создавалась гидроавиабаза — тыл Енисейской авиалинии, откуда начиналось авиационное освоение Красноярского Севера и Арктики. Именно Побежимов и позвал в Красноярск своего друга Василия Молокова.

В 1932—1936 гг. в качестве бортмеханика Побежимов принимал участие в воздушной ледовой разведке, прокладывал воздушные трассы на севере Красноярского края, в Арктике. На Красноярском авиаремзаводе Побежимов руководил ремонтом авиационных моторов, помогал рабочим осваивать технику, учил их. Газета «Красноярский рабочий» тогда писала о нем: «Говорят, что он бог в своем деле. И действительно, вряд ли кто лучше Побежимова знает условия работы мотора в Арктике».

В 1935—1937 гг. Побежимов летал в составе экипажа Героя Советского Союза Василия Молокова. В 1936 г. они на летающей лодке Дорнье «Валь» (СССР Н-2) облетели территорию Крайнего Севера, преодолев по кольцевому маршруту Красноярск — Якутск — Охотск — остров Врангеля — Москва — Красноярск 31 тыс. км. За участие в арктических полетах Побежимов был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Последний полет

Последний полет Григория Побежимова состоялся в августе 1937 г. в составе экипажа С. А. Леваневского. Они должны были совершить перелет из Москвы через Северный полюс в Америку, к которому долгое время готовился Леваневский. Пилот выбрал четырехмоторный самолет конструкции В. Ф. Болховитинова, хотя сам конструктор не считал свой самолет пригодным для подобных перелетов. Состоявшиеся ранее перелеты в Америку через полюс проводились на самолетах системы А. Н. Туполева, однако Леваневский, в свое время отрицательно отозвавшийся о самолетах Туполева, не хотел обращаться к нему. Григорий Побежимов, один из лучших бортмехаников полярной авиации, был настолько признанным специалистом, что, когда формировался экипаж самолета, его назначили старшим бортмехаником испытательных полетов. Леваневский мастерски поднял в воздух перегруженную машину, однако через сутки полета уже за полюсом отказал один двигатель. Обледеневший самолет стал терять высоту, затем связь оборвалась навсегда.

Поиски продолжались много месяцев. Они велись и с запада, и с востока, с Чукотки и Аляски, в них участвовали и советские, и американские летчики. Во время одной из поисковых экспедиций погиб экипаж Героя Советского Союза М. С. Бабушкина. До сих пор достоверной информации о месте и деталях гибели самолета Леваневского нет.

Вскоре после трагической гибели экипажа судостроительному заводу в Красноярске по просьбе трудящихся было присвоено имя Г. Т. Побежимова. Его имя носит и небольшая улица в Красноярске, неподалеку от завода, теперь уже не существующего. В 2012 г. администрация Красноярска приняла решение об установке именной памятной доски-барельефа в честь 115-летия со дня рождения и 75-летия трагической гибели в Арктике Григория Побежимова на фасаде здания школы № 93, расположенной в Свердловском районе.

В честь погибшего экипажа Н-209 названо несколько географических объектов в Арктике и Антарктике. На Земле Франца-Иосифа есть мыс Побежимова — это северная оконечность острова Циглера. Есть улица имени Побежимова и в Авиастроительном районе Казани.

Дата последнего изменения: 03.10.2014