Выберите категорию

×

Дриженко Сергей Георгиевич

По проектам Сергея Дриженко в Красноярске возведено множество зданий в стиле «модерн».

Гражданский инженер. Городской архитектор Красноярска (1908—1930).

Сергей Георгиевич Дриженко родился в 1876 г. в Екатеринославской губернии в семье потомственного дворянина. Умер в 1946 г. в Красноярске.

Дриженко рано остался без отца и воспитывался в Гатчинском приюте принца Ольденбургского. В 1898 г. он успешно выдержал экзамены в Петербургский институт гражданских инженеров, но до 1904 г. оставался стипендиатом Гатчинского приюта и периодически получал помощь от Екатеринославского дворянского собрания.

В 1904 г. Дриженко оказался на производственной практике в Красноярске. Отсюда он направил в совет института прошение о высылке метрик и разрешения «на предмет вступления в брак с дочерью польского потомственного дворянина Стефанией Леонардовной Роганович». К концу 1904 г. разрешение было получено, и Красноярск из места производственной практики превратился для Дриженко во вторую родину.

В июне 1907 г. архитектор получил диплом о присуждении звания гражданского инженера. По постановлению Красноярской городской управы, 29 февраля 1908 г. в чине коллежского секретаря Сергей Георгиевич Дриженко был «принят вновь на службу, в штат Енисейского губернского управления, для занятий без содержания сверхштатным техником Строительного отделения». В этом же году Сергей Георгиевич был назначен на должность городского архитектора, которую он успешно исполнял в течение 24 лет практически без перерывов.

По проектам Дриженко в Красноярске было построено множество зданий. Особое место в его творческом наследии занимают проекты кинематографов. Первым в этом ряду стал временный деревянный павильон для кинематографа В. Полякова в городском саду. Проект был представлен в Красноярскую городскую Думу в мае 1908 г. Помещение летнего кинематографа размерами 4×7 сажень было рассчитано на 130 кресел и четыре ложи, выполнялось в облегченных конструкциях с мотивами модерна. Послужил этот павильон недолго — в 1913 г. В. Поляков подал прошение в городскую Думу с приложением проекта «на постройку кинематографа вновь по старому плану, но с изменением фасадов и в более основательных конструкциях». 1 июня 1913 г. «Патеграф В. Полякова» в северо-восточном углу сада был торжественно открыт.

Особенно ярко проявился талант Дриженко в архитектурных формах электротеатра «Художественный», выстроенного на усадьбе купца Н. Гадалова в Почтамтском переулке (ранее кинотеатр «Совкино» по ул. Перенсона, ныне комплекс ресторанов). Газета «Сибирская мысль» сообщала в 1911 г.: «15 августа состоялось открытие электротеатра „Художественный“. Помещение действительно великолепное. Высокий зрительный зал, рассчитанный на большое количество мест, красиво отделанный зал для ожидающих очереди, эффектно установленная касса». Сохранившиеся в фондах краевого краеведческого музея фотографии различных лет донесли до нас облик этого здания в стиле «красноярский модерн». 14 июля 1913 г. Н. Н. Гадалов переименовал кинотеатр «Художественный» в «Кинемо» и сдал в аренду В. А. Полякову. С этим именем он дожил до революции, а потом был переименован в «Совкино». В середине 50-х гг. XX в. вышло постановление ЦК КПСС об устранении излишеств в архитектуре, что непосредственно отразилось на судьбе кинотеатра.

Одной из интереснейших построек Сергея Дриженко было здание Ольгинского приюта в Красноярске, расположенное ныне по ул. Ломоносова, 9. На средства вкладчиков и жертвователей Синельниковского общества в 1911 г. было начато строительство приюта для мальчиков. Проект здания был выполнен Дриженко бесплатно, как подарок городу и обществу. Работы по возведению и отделке главного здания завершились в 1913 г. Эффектная архитектура здания приюта выполнена в формах рационального модерна, характерных для учебных заведений того времени. Пластически разработан только главный фасад здания, все остальные оставлены с открытой кирпичной кладкой, без декора.

Крупнейшим произведением Сергея Георгиевича стало здание Общества попечения народного образования (ныне Дом учителя по ул. Кирова, 24). Здание хорошо сохранило свой архитектурный облик.

Менее известны другие строения городского архитектора — двухэтажный каменный особняк Усковых (ул. Марковского, 60) и дом Франкфурта (пр. Мира, 57).

Вместе с В. А. Соколовским, Л. А. Чернышевым и другими архитекторами Дриженко участвовал в формировании новых архитектурно-строительных органов и в подготовке специалистов. Дриженко вел в красноярском политехникуме технические дисциплины: водоснабжение, отопление, инженерные конструкции и сооружения. Первый выпуск восьми техников-строителей состоялся в 1924 г. В 1932 г. выпуск возрос до 22 человек.

В 1928 г. инженерно-техническая секция работников коммунального хозяйства отметила 20-летний юбилей Сергея Георгиевича в должности городского архитектора Красноярска. В этом же году была предпринята крупная по тому времени градостроительная акция по проектированию и возведению первого «каменного квартала» между нынешними пр. Мира и улицами Маркса, Декабристов и Робеспьера. Газета «Красноярский рабочий» 16 октября 1928 г. писала: «Все проекты, чертежи, сметы и эскизы застройки квартала и отдельных зданий составляет архитектор т. Дриженко, посвятивший много недель на изучение научной литературы о современном строительстве». В 1929—1931 гг. были выстроены два здания (пр. Мира, 105 и 105а). К 1941 г. появились еще три дома по периметру квартала и здание общежития (сейчас корпус медуниверситета).

Яркая внешность Сергея Георгиевича, его своеобразная натура и музыкально-вокальные способности позволили ему исполнять роль Карася в опере «Наталка-полтавка» в народном театре, играть на балалайке в ансамбле народных инструментов.

В 1946 г. Сергей Георгиевич Дриженко умер. Похоронен на Троицком кладбище в Красноярске.

Дата последнего изменения: 13.09.2014

Источники

  1. Сайт «Красное мѣсто».
  2. Авторский проект Галины Эйснер «Стрелка. Name».
  3. Сайт «История архитектуры Красноярского края».
  4. История Красноярска. Документы и материалы XVII — пер. пол. XIX вв. / сост., введ. и коммент. Г. Ф. Быконя. — Красноярск: Офсет, 2000. — 848 с.