Выберите категорию

×

Успенский монастырь (Свято-Успенский монастырь), Красноярск

Для укрепления позиций церкви среди сибиряков, которых, как отмечали путешественники, отличали гордость, свободное и вольное обращение с властями, непокорность и несдержанность, в XIX в. и был заложен Успенский монастырь в Красноярске.

Панорама Успенского монастыря, г. Красноярск. Автор: Александра Трусовая. Источник: сайт Успенского мужского монастыря, http://www.monastyr-uspeniya.ortox.ru Панорама Успенского монастыря, г. Красноярск. Автор: Александра Трусовая. Источник: сайт Успенского мужского монастыря, http://www.monastyr-uspeniya.ortox.ru

Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь, расположенный в 7 км от города Красноярска в поселке Удачном (ранее Плотбище) на берегу реки Енисей. Учрежден в 1879 г. указом Святейшего синода по ходатайству преосвященного епископа Антония (Вениамина Ивановича Николаевского).

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на Красноярской земле, местных жителей отличали гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации «Земля и воля» — с 1879 по 1892 г.

Желая с помощью иночества укрепить позиции церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний, третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой в феврале 1874 г. владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан строительный комитет в составе четырех человек: кафедрального протоиерея В. Д. Касьянова, ключаря собора А. К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы (Александра Сидоровского) и почетного гражданина Н. П. Токарева. С марта 1874 по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21 320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковью, летним помещением для архипастыря, братскими кельями, деревянный флигель. Проект всех зданий монастырского комплекса был составлен иеромонахом Зосимой. Он же руководил строительными работами. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения указа императора с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

Реставрационные работы в храме Успенского монастыря, г. Красноярск. Автор: Александра Трусовая. Источник: сайт Успенского мужского монастыря, http://www.monastyr-uspeniya.ortox.ru Реставрационные работы в храме Успенского монастыря, г. Красноярск. Автор: Александра Трусовая. Источник: сайт Успенского мужского монастыря, http://www.monastyr-uspeniya.ortox.ru

В архитектуре памятника заметны принципы построения, характерные для древнерусских монастырей. Прежде всего, это стремление к геометрической правильности очертаний, восходящее к традиционному уподоблению монастыря небесному граду праведных — Горнему Иерусалиму. Композиционная ось всего комплекса перпендикулярна природной оси — Енисею. Идейным и архитектурным акцентом ансамбля служила деревянная церковь, перенесенная сюда при основании монастыря из Езагашского селения (ныне село Езагаш Емельяновского района). К моменту переноса храму насчитывалось более 30 лет. Южную часть территории монастыря занимал братский корпус, северную — сад, разбитый на месте природной рощи. Святые ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь Святого Великомученика Пантелеймона.

Кирпичный корпус Успенского монастыря напоминает учреждения для стационарного лечения больных, многочисленные примеры которых хорошо известны в архитектуре европейской части России, Украины и Белоруссии. Здания этих учреждений имели П-образную композиционную структуру с широким продольным коридором, по обе стороны которого располагались стандартные по величине палаты. В отличие от госпитальных корпусов, кельи в главном здании Успенского монастыря имели различные размеры в соответствии с должностной иерархией монашествующих. Протяженным южным фасадом здание выходило на Енисей, служа основной архитектурной доминантой речной панорамы монастыря. В целом наивное и жизнерадостное звучание декоративного убранства братского корпуса, не совсем соответствующее суровой природе места строительства и монастырской жизни, ассоциируется с проектами «русского стиля» 1870-х гг.

К настоящему времени от комплекса монастырских строений сохранились лишь настоятельский и братский корпуса, а также несколько строений хозяйственного назначения.

В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 г. на Енисее произошло сильное наводнение, и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Николая Николаевича Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50—55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на аренду рыболовного участка в низовьях Енисея протяженностью 300 саженей. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского правительства. Хозяйство обители приходит в упадок во многом по вине его наместников. Тем не менее в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещался сыпно-тифозный госпиталь, затем, предположительно, — госпиталь для выздоравливающих. Постановлением Президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов, монастыря и скита неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: в 1920—1946 гг. — известные уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. — дом отдыха учителей, который в 1992 г. упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

В 1992 г. под руководством епископа Антония (Ивана Ивановича Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к главе администрации Красноярского края по благословению владыки Антония убедительно просят «передать... разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в поселке Удачном, и принадлежащую ему землю площадью 12 га с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи монастыря епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 г. при содействии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который в ответ на просьбу владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». В апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). 28 августа того же года в главном корпусе вновь устроенного храма отслужена праздничная литургия с пострижением первого инока (Евлогия).

На данный момент работы по благоустройству монастыря продолжаются.

Помимо храма Успения Пресвятой Богородицы, на территории монастыря находятся два небольших деревянных храма, пожертвованные православными христианами. Один из них освящен в честь святого преподобного благоверного князя Олега Брянского, другой — святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, в них богослужения совершаются в летнее время и в престольные праздники этих храмов. Также интенсивно ведется строительство каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

В главном храме Успения Божией Матери находятся иконы с частицами мощей святых, а также ковчег с мощами святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и ковчег с мощами святых священномучеников Гермогена, еп. Тобольского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского, свт. Феодосия, еп. Черниговского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, которые выносятся на поклонение верующим за всенощным бдением. В роще на территории монастыря находится поклонный крест, посвященный памяти братии монастыря, убитой в 1920-е гг. Здесь постоянно совершаются панихиды и проходят крестные ходы.

Ныне Успенский мужской монастырь города Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый как в народе, так и в среде благотворителей и представителей светской власти. По договоренности с епархиальной паломнической службой посещение монастыря включено в маршрут экскурсионной поездки по храмам города.

Успенский мужской монастырь является действующим. Входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Расположен по адресу: 660011, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Лесная, 55а (п. Удачный), Успенский мужской монастырь. Официальный сайт: www.monastyr-uspeniya.ortox.ru.

Дата последнего изменения: 30.10.2014

Источники

  1. Малашин, Г. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861—2011 гг. — Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011.
  2. Официальный сайт Красноярской епархии.
  3. Сайт «История архитектуры Красноярского края».