Выберите категорию

×

Красноярская краевая филармония

Работа краевой филармонии направлена на сохранение традиций, развитие и продвижение академического искусства.

Красноярская краевая филармония является краевым государственным бюджетным учреждением культуры Министерства культуры Красноярского края. Главное здание филармонического комплекса расположено в историческом центре Красноярска, входит в архитектурный ансамбль Стрелки.

Художественная концепция Красноярской краевой филармонии направлена на сохранение традиций, развитие и продвижение академического искусства. Свою историю Красноярская филармония ведет с 1 октября 1953 г., когда был издан приказ о реорганизации созданного в 1938 г. краевого концертно-эстрадного бюро в краевую государственную филармонию. В настоящее время филармония — уникальный комплекс с различными концертными залами и разноплановыми высокопрофессиональными коллективами.

В ведении филармонии находятся концертные площадки: Большой зал, Малый зал, Камерный зал и Зал торжеств, расположенные в здании филармонического комплекса, а также Органный зал — действующий католический храм Преображения Господня.

Совокупность филармонических коллективов охватывает широкую стилистическую панораму. Это такие штатные коллективы, как Красноярский академический симфонический оркестр, Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина, фольклорные ансамбли «Вольница» и «КрасА», Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко, Свободный балет Валерия Терешкина, хор мальчиков и юношей «Каприччио», джем-квартет, «Мэйнстрим-бэнд» (солистка Вероника Махотина), ВИА «77», оркестр ударных инструментов «Siberian Percussion», Литературный театр, два музыкальных театра — «Бригантина» и «Радуга», а также солист-органист Андрей Бардин.

Красноярская филармония обладает богатой инструментальной базой. В распоряжении филармонии находятся инструменты ведущих мировых музыкальных марок: два рояля «Бёсендорфер», три рояля «Стейнвей», четыре кабинетных рояля (в Камерном зале и в репетиционных комнатах), два немецких клавесина «Нойперт», орган чешской фирмы «Ригер-Клосс» (в Органном зале) и электроорган фирмы «Йоханнус» (Нидерланды).

Предыстория

Первое филармоническое общество в Красноярске было создано в сентябре 1928 г. Однако этому событию предшествовали неоднократные попытки создания различных музыкальных обществ. Так, в сентябре 1886 г. С. М. Безносиков, талантливый музыкант и ученик Н. А. Римского-Корсакова, создал Красноярское общество любителей музыки и литературы. Оно развернуло активную концертную деятельность. В 1887 г. Безносиков создал первый в Красноярске симфонический оркестр, в котором играли любители и музыканты военного батальона. Оркестр состоял из 26 человек. В исполнении оркестра звучали части симфоний Бетховена, оперные увертюры Вебера, симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Балакирева. Помимо этого были поставлены сцены из опер «Жизнь за царя» Глинки, «Рогнеда» А. Серова, «Русалка» Даргомыжского. В мае 1889 г. с отъездом С. М. Безносикова концерты симфонического оркестра прекратились, а концерты общества приобрели эпизодический характер. На несколько лет в городе установилась практика гастрольных выступлений, которых на рубеже двух столетий в Красноярске появилось достаточное количество.

Еще одним важным событием в музыкальной жизни города стало появление в 1908 г. оркестра балалаечников под управлением В. Е. Авксентьева. Два года спустя созданный ими коллектив был утвержден губернатором как Первый сибирский великорусский оркестр. Активизация концертной жизни вызвала необходимость создания нового музыкального общества — оно появилось в 1910 г., в него вошли 25 музыкантов. Руководителем был хорошо известный в кругах красноярской художественной интеллигенции П. И. Иванов-Радкевич.

Все эти события и создали благоприятную почву для открытия в Красноярске в сентябре 1928 г. филармонического общества. Его организаторами были известный в городе ученый и профессор В. П. Косанов, дирижер А. Л. Марксон, хормейстер С. Ф. Абаянцев, балалаечник Г. И. Трошин, баянист И. Е. Мошонкин и другие музыканты. Деятельность общества была направлена на широкую пропаганду музыкального искусства. Практически все концерты сопровождались лекциями, которые вел Константин Николаевич Сементовский.

В 1931 г. взяла начало традиция, которая на протяжении последующих десятилетий будет отличать музыкальную жизнь Красноярска в летний период — сезоны симфонических концертов.

В 1938 г. в соответствии с приказом комитета по делам искусств при СНК СССР было создано краевое концертно-эстрадное бюро, призванное активизировать и урегулировать деятельность профессиональных музыкантов. Одним из важных начинаний деятельности КЭБ в 1940 г. стала организация музыкально-литературного лектория, который на протяжении последующих лет будет являться важнейшей формой просветительской деятельности в крае. Лектором был приглашен К. Н. Сементовский. Главной аудиторией стали старшеклассники и студенты.

Новую страницу в историю Красноярска вписала война. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, концертная деятельность была необычайно насыщенной. В Красноярск были эвакуированы коллективы Днепропетровского и Одесского оперных театров, профессора и преподаватели Харьковской консерватории, музыканты из учебных заведений других городов страны (Москвы, Таллина, Киева). После завершения войны коллективы эвакуированных театров стали возвращаться домой. Только с 1949 г. в архивах начинают появляться регулярные отчеты о работе краевого концертно-эстрадного бюро, директором которого в то время являлся В. Горюнов. В эти годы в составе КЭБ было два коллектива: краевой хор народной песни, созданный в 1946 г., и музыкальный лекторий. Работой лектория руководила М. С. Марадудина.

С деятельностью музыкального лектория тесно связано имя Г. Г. Асатиани. После революции княжеское происхождение привело его на Соловки, где он провел 13 лет. Накануне Великой Отечественной войны Асатиани оказался в Ленинграде, выступал в качестве солиста филармонии. Затем судьба забросила его на Дальний Восток, а с 1947 г. Асатиани стал работать в Красноярске солистом театра музыкальной комедии, а в начале 50-х гг. перешел в музыкальный лекторий филармонии. Вместе со своей женой, пианисткой и концертмейстером Б. Г. Дудзинской (выпускницей Варшавской консерватории), они составили ядро музыкального лектория филармонии.

В 40—50-е гг. специальных концертных площадок в городе не было. Концерты проходили в помещениях театра музыкальной комедии, музыкального училища (ныне ДМШ №1), драматического театра им. А. С. Пушкина, Дома офицеров, помимо этого — на Комбайностроительном и Паровозостроительном заводах, в Политехническом институте.

Рождение филармонии

1 октября 1953 г. был издан приказ о реорганизации краевого концертно-эстрадного бюро в краевую государственную филармонию, руководителем которой остался А. Л. Рябинов, возглавлявший в 1952 г. КЭБ и одновременно с этим бывший заместителем начальника краевого отдела культуры. Обладая прекрасными организаторскими способностями, Рябинов способствовал активизации всех форм работы филармонии, расширению направлений ее культурно-просветительской деятельности, повышению идейно-художественного уровня. В 1954 г. по его инициативе филармонический хор был реорганизован в ансамбль песни и танца Сибири и включал 52 человека, художественным руководителем оставался хормейстер К. С. Мусин.

Новая эпоха в истории ансамбля началась в 1960 г., когда филармонию возглавил бывший директор музыкального училища П. Т. Берзак, художественным руководителем был назначен А. Е. Шварцбург. Именно под их руководством Красноярская филармония обрела свою яркую индивидуальность. Благодаря ее многообразной деятельности город накопил мощный музыкально-художественный потенциал, который позволил в конце 70-х гг. совершить невиданный социально-культурный скачок. Так, в 1959 г. было проведено 2087 концертов, а в 1968 г. — уже 6833.

Основными слагаемыми концертной деятельности филармонии в 60—70-е гг. были музыкально-литературный лекторий, ансамбль танца Сибири под руководством М. С. Годенко, собственные эстрадные бригады, гастрольные бригады Москонцерта, Ленконцерта, других филармоний страны. Помимо этого широкую панораму представляет гастрольная афиша известных коллективов и выдающихся мастеров отечественного музыкального искусства: оркестр Лундстрема, Махмуд Эсамбаев, Тамара Миансарова, Иосиф Кобзон.

Строительство концертного комплекса

Состояние филармонической работы в эти годы было на высоком уровне. Но существовала главная проблема, которая отмечалась во всех отчетах тех лет — отсутствие собственного концертного зала. В 1980-х гг. на берегу Енисея по проекту архитектора А. С. Демирханова был построен концертный комплекс с двумя залами — большим и малым, внешний облик которого напоминает крыло рояля. Малый концертный зал открыл свои двери в 1982 г. Большой концертный зал встретил первых зрителей в 1984 г. Также в 1982 г. католический костел на ул. Декабристов впервые открыл свои двери в качестве концертного зала, а через год в нем установили орган, и он по праву стал называться Органным залом.

В 2009 г. после двухлетней реконструкции вновь был открыт Малый концертный зал — современный, отвечающий всем новым требованиям. Изменения коснулись не только самой сцены, ее механического оснащения, но и акустики, светового оборудования, систем кондиционирования и вентиляции, внутренней отделки. Одновременно с запуском малого зала начал работу и камерный зал, также оборудованный по последнему слову.

Реконструкция здания филармонии завершилась в декабре 2010 г., когда были введены в строй Большой концертный зал и Зал торжеств.

Направления работы

С марта 2011 г. в филармонии действует программа «Доступная среда», в рамках которой за два года филармонические концерты бесплатно посетили около 11 тыс. людей с ограниченными возможностями, из них около 3 тыс. детей.

В мае 2012 г. оставила свой пост генеральный директор филармонии Ирина Прокопенко, переехавшая из Красноярска в Санкт-Петербург. Новый руководитель был назначен только в марте 2013 г. — директором учреждения стала экс-руководитель Красноярского хореографического колледжа Юлия Кулакова.

Сегодня Красноярская филармония — широко известная организация не только в Красноярске и Красноярском крае, но и далеко за пределами региона и страны. В ее составе — лучшие коллективы Красноярского края. Филармония привлекает для выступлений лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Все это явилось основанием для присуждения Красноярской филармонии звания лауреата Всероссийского конкурса «Окно в Россию» среди учреждений культуры в номинации «Филармония года» в 2000 и 2002 гг., учрежденного российской газетой «Культура».

Ряд коллективов и солистов удостоен почетных лауреатских званий российских и международных конкурсов. Филармония стала площадкой научно-практической конференции руководителей филармоний — участников Сибирского соглашения по организации гастрольной деятельности и обмену гастрольными коллективами, ежегодного фестиваля «Весенние хоровые капеллы», органных фестивалей, фестивалей русских оркестров, фестивалей джазовой музыки, различных смотров-конкурсов, абонементных циклов концертов.

Красноярская краевая филармония расположена по адресу: 660049, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 2б. Сайт: http://krasfil.ru.

Дата последнего изменения: 13.10.2014

Шкала времени

Источники

  1. Гаврилова Л. В. Красноярская филармония. История и современность / Л. В. Гаврилова; под ред. А. Бардина. — Красноярск, 2003. — 22 с. : ил.
  2. Официальный сайт Красноярской краевой филармонии.