Выберите категорию

×

Художественная культура в Енисейской губернии начала XX в.

Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в начале XX в. стало творчество выдающегося художника В. И. Сурикова.

«Взятие снежного городка». Репродукция картины В. И. Сурикова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. «Взятие снежного городка». Репродукция картины В. И. Сурикова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. Прекрасными актерами были И. Т. Савенков, отдавший много времени и творческих сил театру, и И. П. Кузнецов, который не только играл на сцене, но и писал пьесы для любительских спектаклей.

В 1874 г. антрепренер А. Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, однако вскоре она распалась. Из ее остатков было позднее сформировано первое в Сибири актерское товарищество, но и оно просуществовало недолго, столкнувшись с финансовыми трудностями. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что к концу 1880-х гг. театр в Красноярске влачил жалкое существование. Городская дума выделяла из своего скудного бюджета такие мизерные средства, что их не хватало даже на поддержание здания театра в нормальном состоянии. И тогда городская общественность, не желавшая примириться с перспективой утраты театра, взяла инициативу в свои руки.

В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства, в числе учредителей которого выступили известные в городе люди: И. П. Кузнецов, супруги Матвеевы, В. А. Данилов, И. Т. Савенков, В. М. Крутовский и другие. Общество взяло на себя все заботы о содержании театра, затраты которого должны были покрываться из денежных взносов его членов и сборами со спектаклей. Чтобы привлечь как можно больше зрителей и одновременно наполнить театральную кассу, почти каждую неделю давали премьеру. Поспешность, с которой в репертуар вводились новые спектакли, разумеется, не могла не сказаться на их художественном уровне. Нередко шли пьесы низкопробного плана, вроде «Час в тюрьме, или В чужом пиру похмелье». Но все же красноярские театралы не чуждались и сложных постановок, знакомя горожан с лучшими образцами русской и зарубежной классики: пьесами В. Шекспира, Ф. Шиллера, А. С. Грибоедова, А. Н. Островского.

Красноярск. Пушкинский городской театр 1904 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Красноярск. Пушкинский городской театр 1904 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы. Большим событием для местных театралов стал приезд труппы Малого театра во главе с великой русской актрисой Г. Н. Федотовой. В мае 1902 г. труппа артистов московских театров под руководством А. П. Щепкиной показала в Красноярске пять спектаклей, среди них «Бешеные деньги», «Волки и овцы» А. Н. Островского.

Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания. Концертировали в основном гастролеры. Однако увлеченность музыкой у отдельных красноярцев была столь велика, что решено было организовать свой музыкальный коллектив. В ноябре 1882 г. красноярский педагог З. А. Барш объединил вокруг себя городских меломанов в кружок, участники которого стали концертировать с программой, включавшей достаточно сложные в профессиональном отношении произведения музыкальной классики. С 1886 г. кружок стал называться Красноярским обществом любителей музыки и литературы. Большой вклад в его деятельность внес ученик Н. А. Римского-Корсакова С. М. Безносиков, организовавший в 18871888 гг. в Красноярске симфонический оркестр. В концертах оркестра пропагандировалась русская классическая музыка, ставились сцены из опер. Однако его деятельность оказалась кратковременной. После отъезда Безносикова ему не нашлось достойной замены, и оркестр распался.

Дом купеческого общества, в котором размещалась рисовальная школа г. Красноярска, 1912 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Дом купеческого общества, в котором размещалась рисовальная школа г. Красноярска, 1912 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции стало творчество выдающегося художника В. И. Сурикова. Свои первые шаги в живописи он сделал в родном городе под руководством учителя рисования Н. В. Гребнева. Почувствовав исключительную одаренность своего ученика, Гребнев поддержал его стремление поступить в Академию художеств. Однако осуществить свою мечту талантливому юноше сразу не удалось, и лишь в 1870 г. он смог отправиться в Петербург. Это стало возможно благодаря помощи известного енисейского золотопромышленника П. И. Кузнецова, предоставившего ему стипендию на время обучения в Академии.

После окончания в 1875 г. академии Суриков не порывал связей с Сибирью, она по-прежнему оставалась источником, питавшим его творческие замыслы. Сибирская тема присутствует в таких знаменитых картинах художника, как «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Сюжет, внешний антураж и лица героев также имеют прямые ассоциации с сибирским периодом жизни Сурикова. Так, историю боярыни Морозовой он слышал в детстве от крестной матери О. М. Дурандиной, в доме которой жил, когда учился в училище. Также и композиция картины сложилась из воспоминаний о том, как по одной из улиц Красноярска везли кого-то из осужденных к публичному наказанию. Прообразами героинь картины стали его родственницы.

После окончания работы над «Боярыней Морозовой» Суриков в 1887 г. вместе с семьей приехал в Красноярск на отдых. Здесь он делал зарисовки видов города, писал портреты матери, брата, знакомых. С пребыванием в Красноярске связана картина «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния.

Местом, где Суриков делал этюды с построенного по его заказу снежного городка, стало село Лодейское под Красноярском. Большая часть из 30 персонажей картины была написана художником со своих родственников, красноярских знакомых и жителей села.

Сам художник не раз высказывал мысль об особом типе духовного склада сибиряка. Он был убежден, что в Сибири дух свободы способствовал развитию человеческого достоинства и активности личности, поднимая ее на такую нравственную высоту, которая была невозможна в условиях многовекового крепостного рабства, господствовавшего в коренной России. «В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый», — писал он. И эти качества глубоко импонировали художнику.

Взгляды художника на историю Сибири наиболее полно проявились в его картине «Покорение Сибири Ермаком», которую можно назвать программной в мировоззрении Сурикова. Собирая материал для картины, он много работал в Красноярске, Минусинске, Тюмени, Тобольске, Сургуте, Таре, искал прототипы своих героев, делал этюды.

Картина В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895 г. Источник: журнал «Художественная галерея», http://gallery.lariel.ru Картина В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895 г. Источник: журнал «Художественная галерея», http://gallery.lariel.ru

Продолжением сибирской исторической тематики стала работа над картиной «Красноярский бунт». Сюжет ее был навеян знакомством со статьей сибирского историка Н. Оглоблина «Красноярский бунт 16951698 гг.», на которую обратил внимание художника красноярский общественный деятель В. М. Крутовский. Сурикова этот сюжет привлек тем, что в событиях, описанных историком, принимали участие его предки. Художник сделал несколько набросков картины, но она так и осталась незавершенной. До конца своей жизни Суриков не порывал своих связей с родными местами. Сибирь не только питала его творчество, она определяла глубинные пласты его мироощущения. Очень точно органическую связь творчества художника с его родиной подчеркнул внук художника М. Кончаловский, заметив, что «если бы Суриков не был сибиряком, он бы не был Суриковым».

Приезды великого русского художника на родину оказывали благотворное влияние на становление молодых сибирских художников. По инициативе Сурикова в Красноярске в 1910 г. была открыта рисовальная школа с четырехгодичным сроком обучения. Одним из ее первых преподавателей стал Д. И. Каратанов, которого с Суриковым связывали дружеские отношения. Под его влиянием в творчестве самого Каратанова начинает преобладать тематика, связанная с историей Сибири.

Влияние Сурикова сказалось и на творчестве красноярского архитектора Л. А. Чернышева, ставшего первым директором рисовальной школы. По проектам Чернышева был построен целый ряд зданий, преобразивших архитектурный облик Красноярска: купеческий клуб, ныне гостиница «Енисей» (пр. Мира, 71); особняк в стиле ориенталь с мавританскими элементами (ул. Кирова, 24); здание музея (ул. Дубровинского).

Дата последнего изменения: 24.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.