Выберите категорию

×

Народное образование в енисейской провинции в начале XX в.

В начале XX в. благодаря активной поддержке учреждений образования со стороны общественности наметился переход от дисциплинарных наказаний учеников к мерам по предупреждению их проступков, стало больше уделяться внимания развитию творческой самодеятельности.

Ученики и преподаватели церковно-приходской школы г. Красноярска. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Ученики и преподаватели церковно-приходской школы г. Красноярска. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию учебных заведений. Однако в Сибири не было земств, поэтому здесь особенно остро ощущалась нехватка общеобразовательных учреждений. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего 59 учебных заведений, в которых обучалось 2687 учеников, т. е. одна школа приходилась на 7135 жителей губернии.

Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища. Это был отсталый тип учебных заведений, не отвечавший потребностям в подготовке грамотных кадров, т. к. давал самое элементарное начальное образование.

Наряду с ними по инициативе общественности началось создание школ, в образовательных программах которых было большее количество предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование, кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Поскольку это было частное учреждение, доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, а потому его деятельность не могла снять остроты вопроса об открытии в городе гимназии.

Красноярская мужская гимназия на Благовещенской улице, 1907 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Красноярская мужская гимназия на Благовещенской улице, 1907 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

В 1864 г. в Красноярске был создан Временный комитет по устройству гимназии. После долгих проволочек в Министерстве народного просвещения проект новой гимназии был утвержден, однако приступить к его реализации удалось лишь четыре года спустя. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников формировался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. Так, по ведомости об учениках гимназии 1892 г. состав учащихся выглядел так: дети дворян и чиновников — 42,8%, купцов — 21%, мещан — 23%, крестьян — 6,8%, казаков — 3,1%.

В 1876 г. состоялся первый выпуск: из 70 поступивших к выпускным экзаменам дошло 6 учеников, а выдержали их и получили аттестаты только 3 ученика. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика.

Год спустя после открытия Красноярской мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии, и к 1890 г. их число выросло до 6, а количество учащихся в них составило 794 человека. Рост численности учащихся сдерживался довольно высокой платой за обучение. В младших классах гимназии она составляла в 1860-е гг. 20 руб., а в старших — 25 руб., в 1880-е гг. плата за обучение выросла до 30 руб.

Существование гимназий осложнялось многочисленными финансовыми и организационными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры. Половина преподавательских должностей в гимназиях оставалась вакантной, занятия нередко вели преподаватели, не имевшие специальной подготовки, или городские чиновники. Задачу подготовки педагогических кадров для губернских начальных заведений выполняла Красноярская учительская семинария, открывшаяся в 1873 г. Она готовила учителей для одноклассных сельских училищ, но 2/3 ее выпускников оставались в городе, занимая чиновничьи должности.

Красноярская женская гимназия. Ул. Воскресенская. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Красноярская женская гимназия. Ул. Воскресенская. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

С учительской семинарией была тесно связана деятельность ее первого директора И. Т. Савенкова, внесшего огромный вклад в подготовку учительских кадров и развитие педагогической мысли в Сибири. Разработанная им система основывалась на передовых идеях российской педагогической школы и продолжала традиции К. Д. Ушинского. Его книга «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам о главнейших обязанностях народного учителя» (Красноярск, 1892) стала, по существу, одним из первых в истории народного образования Сибири примером разработки основ профессиональной этики педагогов.

Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIXХХ вв. поставило задачу расширения сети сельских школ. И хотя их число в это время начало стремительно расти (ежегодно открывалось 56 новых школ), все же их общее количество (781 школа к 1916 г.) не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования в крае. Необеспеченность школами приводила к тому, что только 10 детей из 100 могли получить образование.

Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили перед местной общественностью проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск.

Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании, главной целью которого была материальная помощь приходским училищам и наиболее способным их ученикам. Подобные общества вскоре возникли в Енисейске (1884) и Минусинске (1887).

Группа преподавателей и классных дам Красноярской женской гимназии, 1900 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Группа преподавателей и классных дам Красноярской женской гимназии, 1900 г. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Благодаря активной поддержке учреждений образования со стороны общественности произошли позитивные перемены в организации учебно-воспитательного процесса: наметился переход от дисциплинарных наказаний к мерам по предупреждению проступков учащихся, стало больше уделяться внимания развитию творческой самодеятельности учеников. Гласность в освещении школьных проблем приводила к большей открытости в работе школы, участию в ней родительских комитетов, способствуя в целом общей демократизации внутришкольной жизни.

С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа» под редакцией Г. И. Итыгина. Журнал ставил своей целью ознакомление учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещение проблем сибирской школы и жизни сибирского учителя, сыграв серьезную роль в распространении передового педагогического опыта и объединении учительской интеллигенции.

Сюжет «Мужская и женская гимназии» из цикла «Городские легенды», 2013 г. Авторы: Ольга Хохлова, Валерий Чащин.  Видео предоставлено ТРК «7 Канал».
Дата последнего изменения: 23.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.