В начале XX в. благодаря активной поддержке учреждений образования со стороны общественности наметился переход от дисциплинарных наказаний учеников к мерам по предупреждению их проступков, стало больше уделяться внимания развитию творческой самодеятельности.

Либеральные реформы
Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища. Это был отсталый тип учебных заведений, не отвечавший потребностям в подготовке грамотных кадров,
Наряду с ними по инициативе общественности началось создание школ, в образовательных программах которых было большее количество предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование, кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный общественный деятель