Выберите категорию

×

Благотворительность и меценатство в Енисейской губернии в конце XIX в.

Большую общественную значимость в Енисейской губернии конца XIX в. имела поддержка местной буржуазией учебных заведений.

Купец первой гильдии М. К. Сидоров. Источник: сайт муниципальной газеты «Городские новости», http://www.gornovosti.ru Купец первой гильдии М. К. Сидоров. Источник: сайт муниципальной газеты «Городские новости», http://www.gornovosti.ru

Нарождавшийся в Сибири новый класс не чуждался и более широких целей, чем только личное обогащение. Несомненный интерес в этом плане представляет фигура красноярского купца первой гильдии Михаила Константиновича Сидорова. Уроженец Архангельска, талантливый самоучка, начинавший свое дело с нуля, он, благодаря своим знаниям и предприимчивости, в короткое время стал одним из самых богатых енисейских золотопромышленников. Но свое богатство он направил на исследование и промышленное освоение природных ресурсов Енисейского Севера, участвовал в международных выставках, открывших миру богатства Сибири. Сидоров вложил огромные средства в организацию экспедиций, подготовивших открытие Северного морского пути, связавшего Сибирь и Европу. Организаторскую деятельность он успешно сочетал с исследовательской, выступив с рядом научных работ о геологических ископаемых Енисейского Севера и их экономическом значении.

Усилия неутомимого сибиряка получили широкое признание. Он был избран почетным президентом Африканского института в Париже по уничтожению рабства, его именем названа гора на острове Шпицберген. А красноярское общество почтило его избранием в 1864 г. городским головой. Деятельность Сидорова можно без сомнения поставить в один ряд с деятельностью таких прославленных сибирских меценатов, как братья А. М. и И. М. Сибиряковы, П. И. Макушин, Н. А. Белоголовый.

В 1877 г. М. К. Сидоров организовал экспедицию парусной шхуны «Утренняя заря», доставив за одну навигацию из Енисейска в Санкт-Петербург сибирские товары. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. В 1877 г. М. К. Сидоров организовал экспедицию парусной шхуны «Утренняя заря», доставив за одну навигацию из Енисейска в Санкт-Петербург сибирские товары. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Неоценимое культурное значение имела собирательская деятельность красноярского купца-библиофила Г. В. Юдина. Свою книжную коллекцию он начал собирать в 1850-х гг., а к концу века она уже насчитывала 200 тыс. томов. В его коллекции были редкие издания по истории, генеалогии, нумизматике, один из 14 экземпляров книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», а также уникальные рукописи А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова. Однако судьба этого замечательного книжного собрания оказалась печальна, оно было потеряно для российского общества. В 1907 г. Юдин продал большую часть своего книжного собрания в Вашингтонскую национальную библиотеку.

С именем золотопромышленника Н. В. Латкина связано зарождение научного краеведения в Енисейской губернии. Латкин представлял редко встречавшийся среди буржуазии тип, успешно сочетавший предприимчивость с широтой культурных и общественных интересов. Он одним из первых стал внедрять новые прогрессивные формы организации в золотопромышленности, ввел современные технологии гидравлической разработки золотых песков.

Как ученого Н. В. Латкина характеризует широта и многогранность научных интересов. Он автор трудов по статистике и истории губернской промышленности, пароходства, железнодорожного строительства, финансам. Его крупное исследование «Очерк северной и южной систем золотых промыслов Енисейского округа и описание американского способа промывки золота» было удостоено золотой медали Русского географического общества.

Вывоз книг Г. В. Юдина, проданных библиотеке Конгресса США, с дачи в Таракановке, 1907 г. Вывоз книг Г. В. Юдина, проданных библиотеке Конгресса США, с дачи в Таракановке, 1907 г.

Большую общественную значимость имела поддержка местной буржуазией учебных заведений. Скудные бюджетные ассигнования были не способны удовлетворить нужды народного образования в крае, и если бы не частные пожертвования предпринимателей, то отставание Сибири в этой сфере стало бы неизмеримо большим. Так, благодаря активной поддержке Гадаловых, Даниловых, Кузнецовых, Г. В. Юдина, Т. И. Щеголевой в Красноярске были открыты мужская и женская гимназии, на строительство которых было пожертвовано 62 тыс. рублей. Щедрую поддержку получали учебные заведения в Енисейске от И. П. Кытманова, А. А. Баландина, в Минусинске от И. Г. Гусева, В. А. Данилова, И. П. Лыткина.

При непосредственном содействии А. П. Кузнецова, Н. К. Переплетчикова, Н. А. Шепетковского в Красноярске было открыто Общество попечения о начальном образовании, сыгравшее исключительную роль в распространении новаторских идей и методов в образовании. На стипендии Кузнецовых, И. П. Кытманова, В. А. Баландиной, В. А. Данилова, А. А. Саввиных обучались в университетах молодые сибиряки.

Можно сказать, что почти ни одно из сколько-нибудь крупных культурных и общественных начинаний в губернии не осталось без поддержки буржуазии. Сибирские меценаты вкладывали свои капиталы в создание бесплатных больниц, аптек, музеев, театров, научных обществ, библиотек, организацию научных экспедиций.

Традиционной сферой благотворительности были пожертвования на строительство церквей и содержание приютов. На этом поприще особое общественное признание получила купеческая семья Щеголевых. На пожертвования И. Г. Щеголева в 1866 г. был достроен Кафедральный собор в центре Красноярска, автором проекта которого был известный российский архитектор К. Тон, переустроена и украшена Покровская церковь, содержался приют для престарелых. После смерти купца его дело продолжила жена — Татьяна Ивановна. Ее пожертвования на содержание ремесленного училища, богадельни, помощь пострадавшим от пожара 1881 г. в Красноярске, взносы на бесплатную городскую больницу в общей сложности составили 300 тыс. рублей.

Однако следует помнить, что купеческая благотворительность и меценатство имели противоречивую мотивацию. Кроме искреннего стремления к помощи ближнему, глубокой религиозности, приверженности к своеобразному сословному кодексу чести, согласно которому благотворительность воспринималась как моральный долг перед обществом, к которому обязывало богатство и высокое общественное положение, была еще и другая сторона. Чины, награды, общественная признательность, получаемые за свои благодеяния, открывали широкие возможности для получения от власти всевозможных привилегий в предпринимательской деятельности.

Может быть, поэтому в общественном сознании искренность отцов-благодетелей не вызывала особого доверия. В публицистике и литературе того времени их называли не иначе как «аршинники», «Колупаевы и Разуваевы», «Тит Титычи» и пр.

Дата последнего изменения: 24.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.