Выберите категорию

×

Городское самоуправление в Енисейской губернии в 60—70-х гг. XIX в.

В 60-70-е гг. XIX в. важной прерогативой Красноярской городской Думы было принятие городского бюджета, источниками которого являлись платежи за аренду городских земель и покосов, налоги с недвижимости, сборы с предпринимателей и другие косвенные налоги.

Красноярская городская полиция 2-го участка, 1890-е гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Красноярская городская полиция 2-го участка, 1890-е гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

В наиболее полном объеме из реформ 1860—1870-х гг. на Сибирь была распространена городская реформа. В 1870 г. в соответствии с городовым положением шестигласные сословные думы в Енисейской губернии были заменены бессословными. В ведении думы находились вопросы торгово-промышленного развития, попечения о народном образовании и здравоохранении, городского благоустройства. Исполнительным органом думы являлась городская управа. В структуру городского управления входили также мещанская управа, учрежденная для ведения сословных дел мещан, ремесленная управа, занимавшаяся учетом ремесленников, городовой суд, являвшийся низшей судебной инстанцией городского самоуправления.

По новому городовому положению право выбора членов думы — гласных — получили только крупные домовладельцы, составлявшие в Красноярске чуть более 5% от всего населения, в Ачинске — 7,8%, Канске — 7,3%, в Минусинске — 11,8%. Однако даже среди них в первый год после реформы не наблюдалось большой активности. Так, в Красноярске из 517 горожан, имевших право голоса, на выборах в 1871 г. воспользовались им лишь 136 человек.

В составе думы преобладали представители гильдейского купечества. В 1879 г. из 45 гласных Красноярской думы было 25 купцов, 11 мещан, 8 чиновников, казак и представитель духовенства. Новое городовое положение, введенное в 1892 г., еще более сократило представительство демократических слоев, существенно повысив имущественный ценз: в Красноярске — до 1000 рублей стоимости недвижимости, в окружных городах — до 300 рублей. В результате численность избирателей сократилась более чем в четыре раза.

Члены отряда Красноярского вольного пожарного общества. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Члены отряда Красноярского вольного пожарного общества. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Важной прерогативой думы было принятие городского бюджета. Источниками его являлись платежи за аренду городских земель и покосов, налоги с недвижимости, сборы с предпринимателей и многочисленные косвенные налоги. Кроме того, существенную часть городских доходов составляли крупные частные пожертвования. Практически в течение всего пореформенного периода городские бюджеты имели дефицитный характер. При этом большая часть расходов шла на статьи, не имевшие прямого отношения к хозяйственным и общественным нуждам города: на отчисление государственному казначейству, уплату земских сборов, воинскую квартирную повинность и содержание управленческого аппарата. Так, на содержание чиновников красноярской городской управы и квартир для военнослужащих уходило более 40%, тогда как расходы на учебные заведения составляли 9,4%; на здравоохранение — 2%; пожарную часть — 12,3%; благоустройство — 14,9%.

Скудные финансовые возможности городских бюджетов ограничивали их деятельность. Но и без того скромные средства городского бюджета нередко расходовались не по назначению. Отсутствие системы контроля со стороны избирателей приводило к неоднократным случаям финансовых махинаций и злоупотреблений. Местная пресса не раз выступала с разоблачениями злоупотреблений властей: спекуляций по раздаче городских земель для общественных учреждений в аренду частным лицам, затягивания строительства зданий для культурно-просветительских учреждений и так далее.

Весьма критически о деятелях городского самоуправления отзывались и представители губернской власти. В одном из отчетов начальника Енисейского губернского жандармского управления за 1883 г. говорилось о том, что представители городских властей относятся к своим обязанностям инертно, «видя в избрании на должность по городскому управлению одно лишь почетное звание». «Члены городских управ, за немногим исключением, предаваясь исключительно торговле и своим промыслам, чужды всяких политических соображений, притом, будучи мало умственно развиты и совершенно отсталыми от всего современного строя жизни, они ко всем преобразованиям и распоряжениям правительства, не касающихся их промышленности, относятся с полным равнодушием, подчиняясь бессознательно всякой новой мере».

Однако следует отметить, что среди думских деятелей встречались и люди, искренне заинтересованные в прогрессивных изменениях. Можно назвать имена В. М. Крутовского, А. И. Матвеева, Н. А. Шепетковского, Н. К. Переплетчикова, П. С. Смирнова, ставших инициаторами многих важных начинаний в Красноярске: организации бесплатного медицинского лечения, лекториев, выставок, создания музея, обществ по содействию образовательным и культурным учреждениям. В Минусинске заслуженным уважением горожан пользовался городской голова И. Г. Гусев. Тем не менее и они вынуждены были признавать, что при существующей системе деятельность органов городского самоуправления обречена на работу вхолостую. Так, Шепетковский в своей записке, поданной на рассмотрение гласных думы, вынужден был признать равнодушное отношение общества к деятельности органов городского самоуправления. Причину этого он усматривал в несовершенстве городового положения 1870 г. По его словам, оно «не принесло той пользы, которую оно (общество. — Прим. авт. Веры Федоровой) ожидало от городского представительства», потому что из-за высокого имущественного ценза от участия в городском управлении была отчуждена большая часть населения. Вторую причину, тормозившую проведение в жизнь решений органов местного самоуправления, он видел в отсутствии реальных рычагов власти, что приводило к тому, что большая часть постановлений думы была «обязательной только на бумаге».

В 1890—1900-е гг. имперская власть начала все более отчетливо осознавать необходимость реформирования управления Сибири, пытаясь найти золотую середину между стремлением к централизации и местными интересами. Однако эти попытки оказались несостоятельными, и, в конце концов, противоречия между центром и окраиной стали одним из слагающих причин, которые привели страну к революционным потрясениям в начале ХХ в. Лишь революция 1905 г. заставила центральную власть поддержать инициативу сибирской общественности о введении в крае земств, однако приступить к реализации этого проекта удалось только Временному правительству в 1917 г.

Енисейская губерния относилась к наиболее отдаленным окраинам Российской империи, куда царское правительство высылало своих политических противников.

Дата последнего изменения: 24.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.