В конце XIX в. Енисейская губерния делилась на округа, власть в которых была представлена окружным начальником и окружным советом.

Вплоть до
В конце XIX в. Енисейская губерния делилась на округа, власть в которых была представлена окружным начальником и окружным советом.
Вплоть до
За последние полвека, предшествовавшие свержению самодержавия, на посту енисейских губернаторов сменилось 15 человек. Если к началу
В галерее многочисленных начальников Енисейской губернии практически невозможно отыскать
Губерния делилась на округа, власть в которых была представлена окружным начальником и окружным советом. Окружной совет осуществлял общий надзор за хозяйственной и административной деятельностью местных органов власти. Суд осуществлялся земским судом, в ведении которого находилось также и крестьянское самоуправление. Окружная полиция и земский суд подчинялись окружному исправнику. В 1898 г. округа были преобразованы в уезды с сохранением административных границ и всей структуры власти.
Крестьянское самоуправление осуществлялось волостным правлением, состоявшим из выбранных на волостном сходе представителей крестьян. В 1882 г. на территорию Енисейской губернии было распространено «Положение о преобразовании общественного управления крестьян». В соответствии с ним было проведено разукрупнение некоторых волостей. Это отчасти ослабило произвол волостной верхушки. Должностные лица волостного и сельского правления должны были избираться на крестьянских сходах. В каждой волости учреждался волостной суд.
В этом же году в соответствии с законом о преобразовании управления крестьянами Восточной Сибири было учреждено Енисейское по крестьянским делам присутствие. Оно вместе с казенной палатой занималось вопросами административного управления, составлением смет земских и волостных повинностей. В их ведении также находился контроль над деятельностью нижестоящих окружных и волостных управлений.
На уровне окружной власти крестьянскими делами занимались особые присутствия в составе окружного судьи, стряпчего, казначея, земского исправника и земских заседателей. Такое положение позволяло земской полиции активно вмешиваться в дела волостных сходов крестьян, творя произвол. Даже губернские власти признавали, что чины земской полиции активно потворствовали «темным поборам», рукоприкладству по отношению к крестьянам.
В 1898 г. в Восточной Сибири был учрежден институт крестьянских начальников, которые заменили земских заседателей. Основной их задачей являлось поддержание порядка, для чего им предоставлялись широкие полномочия по руководству крестьянским самоуправлением. Они могли отменять решения крестьянского схода, смещать выборных лиц, налагать штрафы, применять полицейские санкции за невыполнение крестьянами их указаний, разбирать крестьянские споры, контролировать собираемость податей. Крестьянские дела рассматривались на уездном совете крестьянских начальников, сами же крестьянские начальники подчинялись присутствию губернского правления, созданного по указу от 2 июня 1898 г.
Волостная администрация состояла из волостного старшины, волостного заседателя и волостных судей.
Сельскую администрацию составляли староста, сборщик податей и десятские. Но фактически полновластными хозяевами в волости были волостной старшина и писарь. Волостное правление занималось раскладкой податей и повинностей, выдачей паспортов, приводило в жизнь решения волостных судов.