С Енисейской губернией было связано начало научной и творческой деятельности известного писателя и общественного деятеля С. Я. Елпатьевского. За связь с народовольческими организациями он был выслан в 1884 г. в Восточную Сибирь. Сначала поселен в деревне Верхней Енисейского округа. В 1885 г., когда в Енисейском округе началась эпидемия дифтерита, унесшая сотни детских жизней, губернатор вынужден был обратиться за помощью к Елпатьевскому, имевшему медицинское образование. Ссыльному народнику разрешили свободно разъезжать не только по территории округа, но и бывать за его пределами. В 1886 г. Елпатьевский побывал в Минусинском округе. Здесь он заинтересовался солеными озерами. Проведя их обследование, он пришел к выводу о целебности минералогического состава грязей озера Шира и прилегающих к нему малых озер и одним из первых указал на необходимость развития на их базе местной курортологии.
В енисейской ссылке С. Я. Елпатьевский сложился как оригинальный писатель, выступив с циклом очерков о жизни сибирского населения. В своих лучших рассказах — «Жиганы», «Маскарад в Тайгинске», «Окаянный город», «В Туруханском крае» — автор воссоздал правдивую картину неустроенной жизни поселенцев, людей, сломленных судьбой. Но это только одна сторона сибирской жизни. Другая виделась ему в оптимистическом свете.
В своих рассказах он воздал должное силе духа русского человека, освоившего суровую природу сибирского края. Характер сибиряка, по мнению писателя, во многом сформировался под влиянием суровой, но прекрасной и могучей природы. Он писал: «Сибиряк уже менее сложен, чем русский, но он цельнее, структурнее. В нем мало русской тоски, русской мечты, русского раздумья и русского сердоболья… но он знает, чего хочет, и он крепкий, жилистый и умеет хотеть и может мочь. В нем мало тяги к художественности, к красоте, к украшению жизни, но у него огромная тяга к знанию, к практическому делу, к строительству своей сибирской жизни… Сибиряк всегда был глубоко демократичен и не очень верноподданный. Сыновья людей, преступивших русский закон, потомки беглых людей, бежавших от барина, от чиновника, от консистории и Синода, от царской власти, потомки вольных, смелых людей, уходивших от склоки, связанности, скудости русской жизни искать долю жизни в беспредельной Сибири, — сибиряки не чувствовали нежности к русскому правительству и не благоговели, не трепетали, как раньше русские пред царской властью».