Выберите категорию

×

Исследовательская и просветительская деятельность ссыльных в Енисейской губернии в конце XIX в.

Многие ссыльные, находясь в Енисейской губернии, стали изучать культуру и быт местного населения, заниматься краеведением, писать научные труды и книги на основе исследовательского материала.

«Древности Минусинского музея», Д. А. Клеменц. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. «Древности Минусинского музея», Д. А. Клеменц. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. В Енисейской губернии в конце XIX в. потребности в квалифицированных специалистах были настолько остры, что местные власти нередко были вынуждены отступать от строгих инструкций и прибегать к помощи своих политических противников. С другой стороны, и для самих ссыльных научно-исследовательская и культурно-просветительская работа в условиях, когда другие формы общественной деятельности были предельно ограничены, становилась единственной возможностью, чтобы реализовать свои гражданские позиции.

Многие из них обратились к изучению народной культуры, при этом стремясь приблизить исследования к непосредственной среде, в которой протекала жизнь народа как хранителя истоков самобытной национальной культуры. Оригинальными исследователями культуры и быта старожильческого населения Приангарья проявили себя ссыльные народники А. А. Макаренко и В. С. Арефьев.

Тематика научного творчества В. С. Арефьева поражает многогранностью: он изучал народную песню, медицину, религиозные верования, хозяйственный быт, свадебные обряды русского и коренного населения Енисейской губернии, фольклор поселенцев. В своих работах народник убедительно опроверг распространенное в научной литературе утверждение об ущербности духовной жизни сибиряка и искаженное представление о бедности его песенного фольклора.

А. А. Макаренко вошел в науку как талантливый исследователь сибирского крестьянства. Его работа «Сибирский народный календарь Енисейской губернии» (СПб., 1913 г.) была премирована Русским географическим обществом, Академией наук и Томским университетом. Она стала для современников настоящим открытием многогранной и богатой духовной жизни сибирского крестьянства. Отмечая значение труда Макаренко, один из рецензентов сравнивал его с «эпопеей, которая нравится своей величавостью, архаичностью и которую хочется изучать, исследовать как сокровищницу русской народной культуры».

Крупным исследователем Сибири стал Д. А. Клеменц. Высланный в 1882 г. за участие в народнической организации «Земля и воля» в Минусинский округ, он с первых дней своей жизни в Сибири обратился к научным занятиям. Свою первую научную работу «Древности Минусинского музея» (Томск, 1886 г.) он написал в Минусинске. Книга принесла Клеменцу известность в научном мире. Видный российский историк и этнограф А. Н. Пыпин видел в создании научного труда такого высокого уровня в нелегких условиях глухой провинции научный и человеческий подвиг.

Д. А. Клеменц внес огромный вклад в изучение экономических и природных ресурсов Енисейской губернии. При обследовании Канского и Ачинского округов он обнаружил значительные запасы каменного угля, первым указав на необходимость их промышленной разработки. Ученый широко пропагандировал идею развития пароходного сообщения в верхнем Енисее, выступая сторонником расширения торгово-экономических связей с Монголией. По мысли народника, это должно было дать толчок для развития крестьянской промышленности на юге Енисейской губернии. Подчеркивая значение материалов, собранных Д. А. Клеменцем, для изучения верховьев Енисея, академик В. А. Обручев отмечал, что оно особенно велико, если учитывать, что он явился пионером в этой области.

Очерки сельского хозяйства Минусинского края, П. А. Аргунов. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Очерки сельского хозяйства Минусинского края, П. А. Аргунов. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Высокую оценку в научном мире получили труды ссыльных народников П. Е. Кулакова и Д. Е. Лаппо по изучению коренных народов юга Енисейской губернии. Кулаков, служивший секретарем губернского статистического комитета, в 1897 г. возглавил научную экспедицию по изучению хозяйственного быта инородцев Минусинского и Ачинского округов. По результатам исследования им были опубликованы статьи, в которых показывалось разрушающее влияние современных экономических процессов на родовые институты у коренных народов. Исследования Лаппо были в основном посвящены изучению традиционного права хакасов. В своих трудах он убедительно доказал, что правительство в своей политике в вопросах управления коренными народами ведет к консервации их отсталости и культурной изоляции. Сам народник видел пути решения проблемы в постепенной модернизации традиционного права, подчинении его определенным процессуальным нормам, чтобы дикое и жестокое постепенно ушло из общественной жизни, а права личности получили гарантию закона.

Исследование народника С. Л. Чудновского по истории Енисейской губернии положило начало для развития научного краеведения. В его работе «Енисейская губерния» была дана всесторонняя картина социально-экономического развития края в пореформенный период. В ее основу были положены очерки, написанные народником для «Сибирской газеты». По решению редакции газеты они были переданы в Красноярскую городскую Думу, объявившую конкурс на работу, посвященную истории губернии, в связи с 300-летним юбилеем присоединения Сибири. Решением комиссии книга Чудновского была удостоена премии Думы.

Большой вклад в изучение крестьянского хозяйства Минусинского округа внес П. А. Аргунов, высланный за участие в народнической организации «Общестуденческий союз». Используя статистические материалы и коллекции из фондов Минусинского музея, он написал капитальный труд «Очерки сельского хозяйства Минусинского края», получивший высокую оценку в научных кругах, и был удостоен медали Русского географического общества. Известный сибирский исследователь — статистик В. Ю. Григорьев писал об очерках как о «ценном вкладе в статистико-экономическую литературу о сельском хозяйстве Сибири».

Немало в изучении губернии сделал М. Маркс, высланный в 1866 г. по делу каракозовцев в Енисейск. На протяжении 18711884 гг. он вел метеорологические наблюдения в Енисейском округе, на основе которых составил таблицы времени для Енисейска, Минусинска, Туруханска. Труды его были удостоены золотой медали Российской академии наук. Маркс принимал участие в научной экспедиции по изучению гидроресурсов в бассейне Оби, Енисея и Чулыма с целью выявления перспектив строительства Обь-Енисейского канала.

Исключительно яркой личностью среди ссыльных народников Енисейской губернии был А. А. Кропоткин, старший брат известного революционера и исследователя Восточной Сибири П. А. Кропоткина. В 1875 г. он был выслан в административном порядке в Минусинск. Все свое время и силы Кропоткин отдавал научным занятиям. Двор дома, где он поселился, был превращен в метеостанцию. Здесь были устроены флюгер, дождемер, барометр, и ежедневно три раза проводились замеры. Кроме того, Кропоткин работал в музее, помогая в описании его коллекций. Авторству ученого принадлежит обширный очерк «Саянский хребет и Минусинский округ», опубликованный после его смерти. В нем автор дает обстоятельную характеристику природно-климатических условий, геологических и гидрологических ресурсов, указывая на их огромный потенциал для промышленного освоения края. С сожалением Кропоткин констатировал, что современное состояние экономического развития округа далеко не отвечает его возможностям.

Но главным увлечением А. А. Кропоткина являлась астрономия. Он опубликовал в российских и зарубежных академических изданиях ряд статей, в которых рассматривались сложнейшие вопросы астрономии и космологии: строение солнца, природу падающих звезд, звездных туманностей, происхождение комет. Они получили высокую оценку в ученом мире. Видный астроном Гильден писал, что их автор «обладает замечательным даром обобщения и образного видения строения Вселенной».

С Енисейской губернией было связано начало научной и творческой деятельности известного писателя и общественного деятеля С. Я. Елпатьевского. За связь с народовольческими организациями он был выслан в 1884 г. в Восточную Сибирь. Сначала поселен в деревне Верхней Енисейского округа. В 1885 г., когда в Енисейском округе началась эпидемия дифтерита, унесшая сотни детских жизней, губернатор вынужден был обратиться за помощью к Елпатьевскому, имевшему медицинское образование. Ссыльному народнику разрешили свободно разъезжать не только по территории округа, но и бывать за его пределами. В 1886 г. Елпатьевский побывал в Минусинском округе. Здесь он заинтересовался солеными озерами. Проведя их обследование, он пришел к выводу о целебности минералогического состава грязей озера Шира и прилегающих к нему малых озер и одним из первых указал на необходимость развития на их базе местной курортологии.

В енисейской ссылке С. Я. Елпатьевский сложился как оригинальный писатель, выступив с циклом очерков о жизни сибирского населения. В своих лучших рассказах — «Жиганы», «Маскарад в Тайгинске», «Окаянный город», «В Туруханском крае» — автор воссоздал правдивую картину неустроенной жизни поселенцев, людей, сломленных судьбой. Но это только одна сторона сибирской жизни. Другая виделась ему в оптимистическом свете.

В своих рассказах он воздал должное силе духа русского человека, освоившего суровую природу сибирского края. Характер сибиряка, по мнению писателя, во многом сформировался под влиянием суровой, но прекрасной и могучей природы. Он писал: «Сибиряк уже менее сложен, чем русский, но он цельнее, структурнее. В нем мало русской тоски, русской мечты, русского раздумья и русского сердоболья… но он знает, чего хочет, и он крепкий, жилистый и умеет хотеть и может мочь. В нем мало тяги к художественности, к красоте, к украшению жизни, но у него огромная тяга к знанию, к практическому делу, к строительству своей сибирской жизни… Сибиряк всегда был глубоко демократичен и не очень верноподданный. Сыновья людей, преступивших русский закон, потомки беглых людей, бежавших от барина, от чиновника, от консистории и Синода, от царской власти, потомки вольных, смелых людей, уходивших от склоки, связанности, скудости русской жизни искать долю жизни в беспредельной Сибири, — сибиряки не чувствовали нежности к русскому правительству и не благоговели, не трепетали, как раньше русские пред царской властью».

Дата последнего изменения: 24.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.