Выберите категорию

×

Сибирский тракт

В Красноярском уезде установку верстовых столбов по Сибирскому тракту и промер прямого пути до Томска, Канска и Нижнеудинска в 1726 г. осуществили местные служилые казаки.

Старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Общая протяженность пути составляла более 8 тыс. верст.

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. В 1689 г. был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем, и возникла необходимость создать устойчивый транспортный путь между странами. В ноябре 1689 г. вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось нереализованным. В 1730 г., спустя три года после подписания Кяхтинского договора с Китаем об установлении политических и торговых отношений, работа по обустройству тракта стала вестись более активно. К 1735 г. тракт был вымерен и в основном снабжен верстовыми столбами. По данным Г. Ф. Миллера, в Красноярском уезде установку верстовых столбов и промер прямого пути до Томска, Канска и Нижнеудинска в 1726 г. осуществили местные служилые казаки.

Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты. В середине XVIII в. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

Сибирский тракт пересекал Приенисейский край от Боготола до Тулуна, проходя через Ачинск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск. Общая его длина на этом отрезке составляла 790 верст. Во второй половине XVIII в. за счет спрямления отдельных участков протяженность дороги стала несколько меньше. Устройство дороги на территории Томского и Красноярского уездов началось в первой половине XVIII в., после сенатского указа. По некоторым данным, первыми устроителями тракта в Средней Сибири были красноярские служилые люди. По степени устроенности и заселенности в XVIII в. ачинский, красноярский и канско-тулунский участки тракта различались. Западный и центральный участки были примерно равными (по 170 верст) и составляли каждый 1/3 восточного канско-тулунского участка тракта.

В XVII в. сложились основные направления — маршруты для ямщиков и проезжающих, в XVIII в. продолжалось устройство сухопутного колесно-санного пути, в XIX в. — техническое устройство тракта и его эксплуатация притрактовым населением, центральными и местными властями, а также торговцами. Только в ХVIII—ХIХ вв., после заселения и освоения притрактовой территории и устройства полотна дороги, Московско-Сибирский тракт стал выступать в роли основной сухопутной транспортной коммуникации Сибири.

По всей длине тракта создавалась инфраструктура в виде казенных почтовых станций, частных постоялых дворов и притрактовых сел, население которых обеспечивало бесперебойное грузовое и пассажирское движение через всю Сибирь. Содержание тракта осуществлялось местным населением в форме натуральной дорожной повинности. Наряду с ней на тракте в течение XIX в. эпизодически использовался труд ссыльных. При этом этапирование ссыльных по тракту также оставило заметный след в истории этого пути — тракт играл роль главной транспортной артерии для осужденных.

В целом тракт способствовал устойчивому процессу освоения Сибири российским населением, расширял коммуникативное пространство всего сибирского региона и давал возможность развития связей Сибири с Европейской Россией и Китаем. После проведения Транссибирской железнодорожной магистрали значение тракта изменилось: дорога, имевшая транзитное значение, превратилась в путь, обслуживавший местные потребности.

Фильм «Лошадиные истории» из цикла программ «Непотерянный рай», 2014 г. Авторы: Сергей Герасимов, Денис Штепа. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск».
Дата последнего изменения: 23.09.2014

Источники

  1. Быконя, Г. Ф. Заселение русскими бассейна Среднего Кана, Верхней Бирюсы и Уды в ХVIII в. // Из истории Сибири: сб. Вып. 4. — Красноярск, 1971.
  2. Бойко, В. П. Роль Московско-Сибирского тракта в хозяйственном и культурном развитии Сибири XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 2. — Томск, 2012.
  3. Катионов, О. Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII—XIX вв. — Новосибирск, 2004. — 568 с.
  4. Катионов, О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири: 30-е гг. XVIII — 90-е гг. XIX вв.: дис. на соиск. уч. ст. док. ист. н. — Новосибирск, 2006.