В Красноярском уезде установку верстовых столбов по Сибирскому тракту и промер прямого пути до Томска, Канска и Нижнеудинска в 1726 г. осуществили местные служилые казаки.
Старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Общая протяженность пути составляла более
Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты. В середине XVIII в. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.
Сибирский тракт пересекал Приенисейский край от Боготола до Тулуна, проходя через Ачинск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск. Общая его длина на этом отрезке составляла 790 верст. Во второй половине XVIII в. за счет спрямления отдельных участков протяженность дороги стала несколько меньше. Устройство дороги на территории Томского и Красноярского уездов началось в первой половине XVIII в., после сенатского указа. По некоторым данным, первыми устроителями тракта в Средней Сибири были красноярские служилые люди. По степени устроенности и заселенности в XVIII в. ачинский, красноярский и
В XVII в. сложились основные направления — маршруты для ямщиков и проезжающих, в XVIII в. продолжалось устройство сухопутного
По всей длине тракта создавалась инфраструктура в виде казенных почтовых станций, частных постоялых дворов и притрактовых сел, население которых обеспечивало бесперебойное грузовое и пассажирское движение через всю Сибирь. Содержание тракта осуществлялось местным населением в форме натуральной дорожной повинности. Наряду с ней на тракте в течение XIX в. эпизодически использовался труд ссыльных.
В целом тракт способствовал устойчивому процессу освоения Сибири российским населением, расширял коммуникативное пространство всего сибирского региона и давал возможность развития связей Сибири с Европейской Россией и Китаем. После проведения Транссибирской железнодорожной магистрали значение тракта изменилось: дорога, имевшая транзитное значение, превратилась в путь, обслуживавший местные потребности.