Проведение железной дороги в конце XIX в. внесло заметные изменения в характер, масштабы и формы торговли в Енисейской губернии: доставка товаров стала доступнее и дешевле, что в свою очередь способствовало сокращению числа посредников между торговлей и производством, широкому развитию розничной торговли.

За пореформенный период в губернии сложилась довольно разветвленная сеть лавочной торговли. По количеству торговых лавок Енисейская губерния опережала даже некоторые губернии Европейской России. Так, в Тамбовской губернии одна лавка приходилась на 988 человек, в Воронежской — на 910, Саратовской — на 549 человек, тогда как в южных округах Енисейской губернии это соотношение было равно 1:400, или 1 лавка на 0,85 села. Таким образом, в каждом селе существовала торговая точка. Хотя это усредненные данные, в реальности наличие торговых заведений было очень неравномерно. Большое их число приходилось на деревни, находившиеся невдалеке от торговых путей и центров. Наиболее плотная обеспеченность торговыми заведениями была характерна для Ачинского округа. Здесь в среднем одна лавка приходилась на одно село, или на 474 человека. Наименьшая плотность торговых точек была в Канском округе — 0,8 лавки на село.