В 1870-е гг. кризис в золотопромышленности в Енисейской губернии стал уже необратимым. Годовая добыча золота в это время составляла 409 пудов, в 1880-е гг. — 281 пуд, в 1890-е гг. — 266 пудов. Резко упало содержание золота в песках: к началу 1880-х гг. оно составляло лишь 12% от того, что было в 1840-е гг. Енисейская губерния утратила свое значение как центр золотодобычи, он переместился в Якутию и на Дальний Восток.
Упадок золотопромышленности в губернии объясняется рядом причин, и в первую очередь низкой технической базой производства. Россыпное золото добывалось в основном из открытых разрезов. Основными орудиями при добыче песка были кайло, лом и лопата, для промывки использовались вашгерды, на которых эта операция производилась вручную. Песок возили тачками. На крупных приисках для промывки золота использовали специальные приспособления — бутары.
К 1870-м гг. относятся признаки технической модернизации золотопромышленности. На приисках Енисейской губернии стали внедрять паровые двигатели, шлюзовые устройства. Однако дело продвигалось очень медленно. Так, в 1880-е гг. на приисках Енисейского золотопромышленного района насчитывалось всего лишь шесть паровых двигателей мощностью 50 л. с.
Механизация коснулась лишь крупных компаний, которые составляли меньшую часть среди золотопромышленных предприятий. В 1880—90-х гг. мелкие компании с числом рабочих меньше 20 человек составляли в губернии 57%; средние, с числом рабочих от 20 до 50, — 26%; крупные, где было занято свыше 50 человек, — 10%.
В 1890-х гг. в крае началась разработка рудного золота. Она велась на руднике Богомдарованном, принадлежавшем К. И. Иваницкому, и по реке Енашимо в Северо-Енисейской тайге. Для его разработки требовалось современное техническое оборудование, и на рубеже веков на енисейских приисках появились первые драги — сооружения, в которых были механизированы основные операции по добыче золота. Однако широкое внедрение дражной техники тормозилось ее дороговизной. Так, стоимость драги составляла 85 тыс. рублей, а оборудование к ней стоило около 40 тыс. рублей, доставка ее до Минусинского округа обходилась в 77 тыс. рублей, уплата пошлин и прочих сопутствующих расходов увеличивала ее стоимость еще на 35—50%, и в целом затраты составляли более 200 тыс. рублей.