Выберите категорию

×

Башкиры

Первые крупные группы башкир появились в Енисейской губернии вместе с беженцами от голода, поразившего Поволжье в начале 1920-х гг. Многие из них остались жить на красноярской земле.

Автор: С. М. Прокудин-Горский. Молодой башкир. Деревня Эхья. Лето 1910 года. Источник: Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», www.prokudin-gorskiy.ru Автор: С. М. Прокудин-Горский. Молодой башкир. Деревня Эхья. Лето 1910 года. Источник: Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», www.prokudin-gorskiy.ru

Башкиры (башкорт) — народ в Российской Федерации, коренное население Республики Башкортостан. Территориями преимущественного проживания являются Челябинская, Оренбургская, Тюменская, Пермская области. За пределами России живут в Казахстане, Узбекистане. По данным Всероссийской переписи 2010 г., в России проживает 112 924 башкира.

Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Диалекты: южный (юрматынский) и восточный (куваканский), а также выделяется северо-западная группа говоров. Письменность на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. — на русскую графическую основу.

Верующие башкиры — мусульмане-сунниты. Однако ислам долгое время сочетался с древними языческими верованиями (лесной дух шурале, водяной дух, демонические персонажи бисура, албасты, праздник Каргатуй — культ грачей, обряд вызывания дождя и др.).

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена Южной Сибири и Центральной Азии. С конца IX в. они переселились на Южный Урал и прилегающие степные и лесостепные районы, вытеснив оттуда или ассимилировав местное финно-угорское и иранское (сарматы) население. В X — начале XIII в. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 г. башкиры были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV в. приняли ислам.

В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена, тем самым завершив формирование этнического облика народа. После падения Казани (1552 г.) башкиры приняли российское подданство. В конце XVIII в. в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. В 1919 г. образовалась Башкирская АССР, в октябре 1990 г. она была преобразована в Башкирскую ССР. В феврале 1992 г. провозглашается Республика Башкортостан.

Основной тип хозяйства башкир в прошлом — полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, на юге — верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Появляется огородничество. С XVII в. возрастает роль земледелия. В сельском хозяйстве основной упор делается на производство зерновых и технических культур (сахарная свекла, подсолнечник).

Товарное значение сохраняют такие традиционные занятия, как пчеловодство, коневодство, кумысолечение. Развито декоративно-прикладное искусство: ювелирное, художественная обработка металла, резьба по дереву, вышивка, тиснение по коже и др.

Обычный тип поселения башкир — аул, расположенный на берегу реки или озера и состоящий из войлочных юрт со сборным решетчатым каркасом. Наиболее торжественными считались белые юрты, белыми кошмами покрывали жилье для приема гостей.

В степной зоне ставили глинобитные или саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями. Временными жилищами и летними кухнями нередко служили балаганы из досок или ивовых прутьев, обмазанных глиной.

Современные башкирские сельские жилища мало чем отличаются от домов соседствующих народов. Традиционные черты сохраняются только в интерьере: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство низких широких нар у печи. Данью традиции являются летние кухни, где готовят и принимают пищу, отдыхают.

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым» и др.). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных. Своеобразным источником является шежере — летописное описание башкирских родов. Развито песенно-музыкальное творчество: эпические (о батырах, родном крае), лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (так-мак). Разнообразны плясовые мелодии.

Танцам свойственна повествовательность, многие имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы. Традиционные музыкальные инструменты — курай (род тростниковой свирели), домра, кумыз (варган). В прошлом существовал смычковый инструмент (кыл кумыз). С конца XIX в. получили распространение скрипка, гармонь, мандолина.

Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 (репринт 2007) Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 (репринт 2007)

Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племен. Основу женской одежды составляло длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури, у девушек — покрытая монетами шлемовидная шапочка. Носили также колпачки, платочки, яркие головные покрывала. Верхняя одежда: распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, застежки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты, камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Предпочтение отдавалось меху рыси и лисы. Шапки из меха носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — лапти. Сегодня традиционный костюм или его элементы используются, как правило, пожилыми людьми, артистами, в праздничные дни и на свадьбах.

Основу традиционной пищи башкир составляли мясные и молочные продукты, употребляли также дичь, рыбу, мед, ягоды и дикоросы. Традиционные блюда — мелко нарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), сливки, сметана, различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна самодельная тонкая лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы, затирухи. Хлеб (лепешки) употребляли пресный, в XVIII—XIX вв. — кислый; в рацион вошли картофель и овощи. У башкир существуют различные способы консервации мясных и молочных продуктов, ягод — вяление, копчение, сушка.

Среди напитков наиболее распространены айран (разбавленное кислое молоко), кумыс и чай. По праздникам пили слабоалкогольные бузу (из проросших зерен ячменя, полбы) и бал (напиток из меда и сахара). Такие блюда, как казалык, тукмас, бишбармак, зур бэлиш, чак-чак, всегда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали Каргатуй — грачиный праздник. Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга Сабантуй, включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, шуточные состязания (бой мешками, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами и др.). Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил Джиин — праздник, во время которого устраивалась ярмарка, проводились торговые сделки, брачные соглашения. В настоящее время повсеместно проводится праздник Сабантуй, в который вошли некоторые элементы Джиина, а также современные виды спортивных состязаний и концертные номера. Широкое распространение у башкир получили и мусульманские праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам.

В досоветский период в Енисейской губернии представителей башкирского народа практически не было. В 1897 г. здесь проживало 24 человека, в 1920 г. — 18 человек.

Первые крупные группы башкир появились в Енисейской губернии вместе с беженцами от голода, поразившего Поволжье в начале 1920-х гг. Многие из них остались жить на красноярской земле. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в регионе 553 человека башкирской национальности.

В Ужурском районе Ачинского округа появился первый башкирский поселок, в 1926 г. в нем насчитывалось 69 хозяйств и почти 400 человек.

В послевоенное время количество башкир в регионе стало неуклонно увеличиваться за счет выходцев из Приуралья, приехавших в Красноярский край для строительства промышленных гигантов и их дальнейшего освоения. Своей максимальной численности в 5,5 тыс. человек диаспора достигла к 1989 г. В нестабильные 1990-е гг. приток выпускников вузов Башкирии в Сибирь прекратился. Более того, многие башкиры, преимущественно трудовые мигранты, вернулись на родину. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 2955 башкир.

Башкиры расселены практически на всей территории Красноярского края, но наиболее компактно они проживают в Норильске и Красноярске. Значительные группы башкирского населения имеются в Ачинске, Железногорске, Лесосибирске и Шарыпово.

Общественных объединений башкир в регионе не имеется. Но они зачастую принимают участие в мероприятиях татарских национально-культурных организаций (сабантуи, концерты, религиозные праздники).

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  3. Интернет-проект «История России до 1917 года: лекции, фото, видео, аудио, карты, архивы».