Выберите категорию

×

Белорусы

Белорус Алесь Мигас стал заслуженным педагогом Красноярского края, основателем красноярской школы керамики.

Белорусы (беларусы) — основное население Республики Беларусь. Крупные диаспоры имеются в Украине, Польше, Казахстане и Латвии. Живут также в Литве, Эстонии, Бельгии, Германии, Великобритании, США, Канаде, Аргентине, Австралии. В Российской Федерации насчитывается 521 443 белоруса, по данным переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Москва и Санкт-Петербург, Калининградская и Московская области, Республика Карелия и Тюменская область.

Говорят на белорусском языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Различаются юго-западные и северо-восточные диалекты. На границе с Литвой встречаются деревни с литовско-белорусским двуязычием, на границе с Польшей — с польско-белорусским. Выделяется субэтническая группа полещуков (жители Полесья), а среди них — пинчуков (население пинского Полесья).

Письменность на основе кириллицы. Старобелорусский язык использовался в XIV—XVI вв. в государственном делопроизводстве. Современный белорусский язык сложился на рубеже XVIII—XIX вв. Верующие белорусы — преимущественно православные, около четверти — католики, есть униаты.

Древнейшей этнической основой белорусов были славянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти северян и волынян, обитавших на территории современной Беларуси. В IX—XI вв. они вошли в состав Киевской Руси, в рамках которой консолидировалась древнерусская народность. В период феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.) земли Беларуси были включены в состав Великого княжества Литовского, затем в 1569 г. — в состав нового польско-литовского государства Речь Посполитая. Вследствие чего белорусская этническая общность формировалась в условиях сильного влияния польской культуры и католичества.

Название «Беларусь» восходит к топониму Белая Русь, то есть свободная, вольная, независимая от Золотой Орды. К XVII в. этот термин закрепляется за современными белорусскими землями. Их жителей стали называть белорусцами, одновременно существовали и другие обозначения — полещуки, полесяне, литвины, русины и др.

В результате трех разделов Польши в конце XVIII в. Беларусь воссоединилась с Россией. Усиление экономических и культурных связей между белорусскими землями, а также с сопредельными русскими губерниями способствовало внутриэтнической консолидации белорусов в нацию. К концу XIX в. этноним «белорусы» получил широкое распространение среди населения, но окончательное его закрепление произошло после образования Белорусской ССР в 1919 г. В 1991 г. была провозглашена Республика Беларусь.

Белорусы — исконные земледельцы. Они выращивали такие традиционные сельскохозяйственные культуры, как рожь, пшеница, овес, ячмень, картофель, лен, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота и рыболовство.

Среди традиционных промыслов и ремесел — изготовление рогож, циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Популярны были ткачество, кузнечное и прядильное дело.

Среди сельских поселений преобладали вески — деревни уличной планировки от 5 до 100 дворов. Ремесла и торговля сосредоточивались в местечках. В XIX — начале XX в. распространились выселки и хутора. Основными типами усадеб были венковая (хата и хозяйственные постройки создавали замкнутый двор) и погонная (все постройки ставились в ряд). Близ жилья строили амбар (клеть), навес для дров (паветка), сараи для скота (хлявы), вдали от жилья — гумно, сарай для сена (пуня).

Наиболее распространенное жилище (до XX в.) — деревянная срубная хата, чаще с двускатной крышей (из соломы, камыша, дранки, досок). Внутри дома в углу у двери стояла печь, по диагонали от нее в красном углу — стол, вдоль двух смежных стен — полати.

Традиционная одежда белорусов представляет собой единый комплекс. Мужчины носили полотняную навыпуск рубаху до колен, цветной шерстяной пояс, безрукавку из цветного сукна, холщовые (зимой — суконные) штаны. Материал для костюма был домотканый. Головные уборы — валяная или меховая шапка зимой, соломенная шляпа с широкими полями (брыль) летом.

Женский костюм состоял из туникообразной рубахи, на которую надевалась понева, сшитая из суконных полотнищ, или андарак — шерстяная юбка в разноцветную клетку или полоску. Поверх юбки надевали передник и цветной пояс. Обязательным атрибутом была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшенная в праздничной одежде. Головной убор девушек — венок с налобником (орнаментированная повязка из ткани), замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур).

Верхней одеждой у мужчин и женщин служила суконная свитка. Зимой — белые недубленые или охристо-красные дубленые кожухи и полушубки. Традиционная обувь — лапти из лыка или лозы, кожаные постолы; зимой — валенки. Сапоги (боты) и ботинки надевались в особых случаях.

Белорусы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007) Белорусы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Национальная белорусская кухня имеет свою специфику — большое количество блюд из картофеля и предпочтение свинины при приготовлении мясных блюд. Готовились печисты, жаркое, верещака, студень, мочанка. Последнее блюдо представляло обжарку свиных ребрышек и колбасы с мукой, которую ели обычно с блинами. Очень распространены блюда из муки, круп и овощей. Это были блины, оладьи, затирка, молочные беленые супы, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники и др. Повсеместно заготавливали продукты впрок: солили, квасили, коптили, сушили. Традиционные напитки — различные квасы, узвары, а также молоко.

Народные традиции белорусов отражаются в праздниках и обрядах. Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Белорусы отмечают Святки (каляды — с участием ряженых, колядованием и щедрованием), Пасху (Вяликдзень — с волочебными песнями и пожеланиями счастья, здоровья и приплода скота), Троицу (Семуха), Рождество, Масленицу, день Ивана Купалы (Купалье — с кострами, гаданием, поиском цветов папоротника), Дзяды (день поминовения усопших) и многие другие праздники. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов — поминальную трапезу с обязательной кутьей, зажжением свечей.

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Самыми важными элементами этого обряда считался «пасад» невесты на квашню, постриг и прижигание волос молодых, выкуп косы, деление каравая. Главный момент родильных обрядов — разбивание горшка, угощение бабиной кашей, выбор крестных родителей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях.

Белорусский фольклор включает легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиционные музыкальные инструменты — цимбалы, дудочки, басетля (струнный смычковый), жалейка (духовой язычковый), лира, бубен.

Традиционный танец — весенне-летний и зимний хоровод (каравод и танок). Распространены также польки, кадрили, лявониха, юрачка и др. Показательно, что у белорусов нет ни одного народного танца, где была бы военная тематика или использовалось оружие.

Первое появление белорусов в Приенисейском крае относится к первой половине XVII в. В настоящее время существует версия, что основатель Красноярского острога и его первый воевода Андрей Дубенский, а также некоторые его сотоварищи были литвинами, т. е. выходцами из Великого княжества Литовского, значительную часть населения которого составляли белорусы.

В XIX в. белорусы попадают в Енисейскую губернию преимущественно в качестве ссыльнопоселенцев, в частности, после Польского восстания под руководством К. Калиновского (1863), среди участников которого оказалось немало белорусов. Появляются и первые белорусские селения, такие как заимка Поляны (1832) и село Усть-Березовка (1855). В конце XIX в. белорусскими крестьянами были образованы деревни Белорусская, Виленка, Минское, Смоленка. Однако в целом численность белорусов оставалась незначительной — 455 человек, по данным переписи 1897 г.

По-настоящему массовой миграция белорусов становится в первые десятилетия XX в., во время проведения столыпинской аграрной реформы, когда тысячи страдавших от безземелья белорусских крестьян Витебщины, Гомельщины, Могилевщины, Гродненщины, Минщины поехали осваивать новые восточные земли. Именно в этот период возникли десятки белорусских поселков в Ачинском, Красноярском и Канском уездах Енисейской губернии. Помимо притока земледельцев численность белорусов в регионе резко возрастает за счет беженцев и эвакуированных в годы Первой мировой войны. Общее их число достигло к 1920 г. почти 30 тыс. человек.

К середине 1920-х гг. белорусы составляли большинство жителей 27 сел, 197 деревень, 89 поселков и 434 хуторов. На их долю приходилась почти треть всех крупных национальных поселений Красноярского края. В ряде районов компактного проживания белорусов их удельный вес достигал 10% населения.

В 1930-е годы в Красноярский край прибывают белорусы, попавшие под раскулачивание на родине. Их расселяли в восточных территориях, в частности, в Иланском районе.


Значительная миграция белорусов в Сибирь приходится на послевоенные годы. Тысячи молодых людей из Белорусской ССР (по набору, комсомольским путевкам или послевузовскому распределению) отправлялись в Красноярский край на строительство Красноярской ГЭС, алюминиевого завода и других гигантов индустрии. В 1970—80-е гг. численность белорусов на территории Красноярского края стабилизировалась на уровне 27—30 тыс. человек.

Политические перипетии и ухудшение социально-экономического положения в 1990-х гг. привели к значительному снижению рождаемости, увеличению смертности населения, миграции на историческую родину, а также к смене национальной идентичности, особенно среди молодежи. Следствием всего этого стало резкое — в 1,6 раза — уменьшение численности белорусов Красноярья.

В настоящее время белорусское сообщество Красноярского края насчитывает 9900 человек, под данным Всероссийской переписи населения 2010 г. Они расселены на всей территории края, причем 44% — в самых крупных городах (Красноярск, Норильск).

В 1997 г. в Красноярском крае была образована национально-культурная автономия «Беларусь», которая входит в Палату национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края. Ежегодно белорусская диаспора отмечает такие национальные праздники и памятные даты, как День независимости Беларуси, Калядки, Пасха, Дзеды, День Победы.

Выходцы из Беларуси внесли большой вклад в развитие Красноярского края. Приехавший после окончания Белорусской академии искусств Алесь (Александр) Мигас становится основателем красноярской школы керамики. Широко известен в крае Иван Булава, бывший начальник Енисейского речного пароходства.

В 2008 г. между Красноярским краем и Республикой Беларусь было заключено соглашение «О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве». В Красноярский край поставляются большегрузные автомобили, тракторы, автобусы, автомобильные шины, лифты, а также мебель и молочная продукция. Создаются торговые, сервисные центры, проводятся мероприятия на уровне торгово-промышленных палат Красноярского края и Республики Беларусь, способствующие увеличению товарооборота. Регион в свою очередь поставляет цветные металлы, синтетический каучук, древесину и холодильное оборудование.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  3. Интернет-газета Newslab.ru.