Выберите категорию

×

Буряты

Самый известный в крае представитель бурятского народа — почетный мастер спорта СССР по боксу Михаил Дворкин.

Буряты (бурят, буряад) — народ Восточной Сибири Российской Федерации, основное население Республики Бурятия. Живут также на севере Монголии и северо-востоке Китая. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 461 389 бурят.

Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. Он подразделяется на 15 диалектов. Большая часть бурят (забайкальские) до 1930 г. пользовались старомонгольской письменностью. В 1931 г. на основе хоринского диалекта была создана письменность первоначально на латинской, а с 1939 г. — на русской графике.

Складывание бурятского народа восходит к племенам, населявшим Забайкалье и Предбайкалье в эпоху бронзы (3–2-е тыс. до н. э.). В 1-м тыс. эта территория входила в состав государства хуннов, затем Уйгурского ханства. В XI–XIV вв. с приходом в Прибайкалье монгольских племен и создания единого Монгольского государства Бурятия была включена в коренной удел государства, а все население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь.

В середине XVII в. Бурятия была присоединена к России, в связи с чем ее территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен, завершившийся к концу XIX в. образованием бурятского этноса. Помимо собственно бурятских племен в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, есть в нем тюркская и тунгусская составляющие.

В административном отношении Бурятия входила в Иркутскую губернию, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851). После Октябрьской революции 1917 г. были образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной Республики (1921) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. они объединились в Бурят-Монгольскую АССР. В 1937 г. на основе западного и восточного анклавов Бурят-Монголии были созданы бурятские Усть-Ордынский и Агинский автономные округа. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразуется в Бурятскую АССР, в 1992 г. — в Республику Бурятия.

Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство — разведение крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов, овец и коз. Вспомогательное значение имели охота (преимущественно в горно-таежных районах) и рыболовство. Со Средних веков известны и традиции земледелия (рожь, просо, пшеница, ячмень, овес).

Из ремесел были развиты кузнечное, ювелирное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Часть бурят занималась охраной государственных границ и в середине XIX в. была переведена в сословие Забайкальского казачьего войска.

Древней формой бурятского традиционного жилища была круглая войлочная юрта. С XIX в. ей на смену пришли многоугольные (чаще восьмиугольные) деревянные срубные юрты с покатой крышей. С распространением в Бурятии срубных жилищ русского типа (избы) многоугольные юрты местами сохранялись как подсобные помещения (амбары, летние кухни и т. д.).

Традиционная мужская и женская одежда бурят имела относительно небольшие различия. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку (уджэ).

На голове мужчины носили коническую шапку с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты. Женщины — остроконечную шапку с меховой опушкой и красной шелковой кистью. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутым кверху носком.

Излюбленными украшениями женщин были височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, специальные кафтаны и кортики (у знати), свидетельствующие о высоком положении. С начала XX в. традиционный костюм постепенно стал уступать место русской городской и крестьянской одежде.

Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило тип питания, в котором преобладали молочные и мясные продукты. Из молока приготавливали варенец, сыр, масло. Впрок запасали хурут — сушеный кислый творог. Из кобыльего молока делали кумыс, а из коровьего — молочную водку (архи).

Потребление мяса зависело от количества скота, которым владела семья. Летом предпочитали баранину, зимой — мясо крупного рогатого скота. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина. Жители прибрежья Байкала ели рыбу. Повсеместно употреблялись дикоросы (лук, черемша, сарана) и ягоды.

В традиционной кухне имелись также мучные блюда, но хлеб буряты начали печь только под влиянием русского населения. Подобно монголам, буряты пили зеленый чай, в который наливали молоко, клали соль и топленое масло.

Основные жанры бурятского фольклора — мифы, легенды, предания, героический эпос («Гэсэр»), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространены эпические сказания (улигэры), насчитывавшие от 2 до 25 тыс. поэтических строк. Они исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хур). Другие народные инструменты — бубен, хучир, чанза, лимба, бихчур, сур. Наиболее популярным видом танцевального искусства является танец-хоровод (ехор).

В духовной жизни бурят взаимосвязаны три религиозные традиции: буддизм, шаманизм и христианство. В 1741 г. буддизм (в форме ламаизма тибетской школы Гелугпа) признан одной из официальных религий в России. К 1914 г. в Бурятии насчитывалось 48 дацанов и 16 тыс. лам, что составляло около одной десятой всего ее населения. К концу 1940-х гг. в регионе действовал только один — Иволгинский — дацан. Возрождение буддизма началось со второй половины 1980-х гг. Восстановлены более двух десятков старых дацанов, ведется подготовка лам в буддийских академиях Монголии и Бурятии.

У западных бурятов наибольшего успеха достигло православие. Однако, несмотря на христианизацию, устойчиво сохранялись традиционные верования, шаманизм.

Религиозные традиции нашли отражение и в праздничном календаре. Шаманы руководили тайлаганами, которые проводились весной, летом и осенью. Праздник включал в себя молебен, жертвоприношение духам-покровителям, общую трапезу и различные игры-состязания.

С утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники — хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них — Цам и Майдари, приходившиеся на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Сагаалган), считавшийся началом нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники — Рождество, Пасха, Ильин день. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Сагаалган (Новый год) и Сурхарбан, которые проводятся в масштабах селений, районов и округов. Спортивная часть Сурхарбана включает национальные виды: борьбу, стрельбу из луков, конные скачки.

В Енисейской губернии буряты были достаточно редки. Перепись 1897 г. зафиксировала только 1 бурята, в 1920 г. — 5 человек, в 1926 г. — 26 человек. Лишь к 1939 г. произошел резкий скачок до 1,9 тыс. человек. По всей вероятности, такой скачок произошел из-за ссыльных бурят, попавших в норильские лагеря.

В послевоенный период в Красноярском крае наблюдается постепенный рост бурятского населения с 821 человека в 1970 г. до 1245 человек в 1989 г. В трудные 1990-е гг. произошел некоторый отток бурят на историческую родину. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживает 1051 бурят, почти 60% из них проживают в Красноярске и Норильске.

Известный в крае бурят, уроженец Улан-Удэ — почетный мастер спорта СССР по боксу Михаил Дворкин — более 20 лет был бессменным руководителем Центрального стадиона, который носит его имя.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  3. Интернет-проект «История России до 1917 года: лекции, фото, видео, аудио, карты, архивы».