Выберите категорию

×

Черкесы

В Приенисейском крае черкесы появляются во второй половине XIX в. главным образом в качестве служилых людей.

Черкесы (адыгэ, адыг, бесленеи) — народ группы адыгов в Российской Федерации, коренное население Карачаево-Черкесской Республики. За рубежом практически всех выходцев с Северного Кавказа называли черкесами. Небольшие группы черкесов проживают в Турции и странах Ближнего Востока, куда они переселились во второй половине XIX в. По данным переписи 2010 г., в России проживают 73 184 черкеса.

Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской группы северокавказской языковой семьи. Верующие черкесы придерживаются ислама суннитского толка, который утвердился в обществе в XV—XVIII вв.

Этническое формирование черкесов произошло на основе древних адыгских племен, населявших территорию современной Черкесии. Другими важными этническими компонентами стали кабардинцы и бесленеевцы. Последних до сих пор выделяют как этническую группу черкесского народа. Во второй половине XIX в. часть черкесов переселилась в Турцию.

В 1922 г. была образована Карачаево-Черкесская автономная область. В 1926 г. область поделили на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ (с 1928 г. — автономная область). В 1957 г. обе автономии были вновь объединены, а в 1991 г. провозглашается Карачаево-Черкесская Республика.

В Приенисейском крае черкесы появляются во второй половине XIX в. главным образом в качестве служилых людей. На тот период времени этноним «черкесы» имел обобщающее значение для всех адыгов (черкесов, кабардинцев, адыгейцев), абхазов и некоторых других народов Северного Кавказа. Неслучайно поэтому перепись 1897 г. обнаружила в Енисейской губернии сразу 490 черкесов, из них — 107 горожан и всего 55 женщин.

В советское время численность черкесов оставалась в Красноярском крае долгое время стабильной, на уровне 50–60 человек. Увеличение ее до 130–140 человек произошло в 1970–80-е гг. за счет приехавших из Карачаево-Черкесии на индустриальные стройки Красноярья. Однако уже в последующее десятилетие начался миграционный отток черкесов на родину. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 70 черкесов.

Основное занятие черкесов — отгонное скотоводство. Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Были развиты ремесла: выделка сукна, которое высоко ценилось у соседних народов, изготовление одежды, бурок, художественная обработка дерева, кузнечное и оружейное дело.

В прошлом традиционное жилище черкесов имело деревянные или турлучные (из плетня) стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырехскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Дом имел одну или несколько комнат (по числу женатых сыновей), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой (гостевой) служила одна из комнат или отдельная постройка. Усадьба обносилась оградой.

Браки у черкесов заключались путем уплаты калыма родителями жениха отцу или близким родственникам невесты по отцовской линии. Приданое для девушки состояло из посуды, постели и мебели. По случаю свадьбы, праздников черкесы устраивают народные танцы, которые многочисленны и разнообразны.

В черкесском фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен — джегуаков. Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты черкесов — скрипка, джамей (свирель), ихарчач (ударный инструмент), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII в. у русских была заимствована гармоника, на ней играли главным образом женщины, на остальных инструментах — мужчины.

Традиционный мужской костюм общего северокавказского типа: черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульей, бурка, наборный пояс; на ногах — чувяки, ноговицы, у богатых — красные сафьяновые сапоги, шитые золотом.

Небольшие изменения произошли в начале XX в.: национальную обувь заменили русские сапоги, шаровары — галифе. Сейчас лишь немногие имеют полный комплект национального костюма и появляются в нем по праздникам.

Женская одежда отличалась разнообразием и богатством: темный вышитый кафтанчик, платье с длинными рукавами и с разрезом от пояса до пола, украшенное галуном и вышивкой, серебряный пояс, платок, шаль и др. Девушки и молодые женщины носили золотую шапочку с верхом из сукна или бархата, поверх нее — тонкий шелковый платок. Современные черкешенки надевают национальные платья только по праздникам.

Летом черкесы питаются преимущественно молочными продуктами и овощами, зимой и весной в их рационе преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоеный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зеленый, с солью и сливками). Широко используются кукурузные мука и крупа.

Излюбленным блюдом остается курица или индюшка с соусом, заправленным чесноком и красным перцем. Баранину и говядину едят вареными, обычно с приправой из кислого молока с толченым чесноком и солью. После вареного мяса обязательно подают бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с медом к свадьбе и по праздникам готовят бузу, делают халву, пекут пирожки.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.