Выберите категорию

×

Чулымцы

В Красноярском крае перепись 2010 г. зафиксировала 145 чулымцев, главным образом проживающих в деревне Пасечное и селе Чиндат Тюхтетского района.

Чулымцы (июс кижилер — «чулымские люди», пестын кижилер — «наши люди») — коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении реки Чулым (приток Оби). Устаревшие названия — мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками.

Чулымцы делятся на две этнотерриториальные группы: среднечулымские/мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и нижнечулымские/тутальские тюрки (Тегульдетский район).

Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта: нижнечулымский (ныне исчезнувший) и среднечулымский (говоры тутальский и мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет.

Верующие чулымцы — православные (обращены в XVII—XVIII вв.). Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах. Предки чулымских тюрок стали переселяться из Южной Сибири в район нынешнего ареала расселения начиная с XIV—XV вв. К появлению русских землепроходцев они занимали обширные территории бассейна реки Чулым, входящие ныне в состав многих районов Красноярского края, Томской и Кемеровской областей. Длительное соприкосновение с сопредельными народами сказалось на этногенезе чулымцев.

На момент завершения этнической консолидации чулымцев в их культуре прослеживалось влияние кызыльцев (хакасов), нарымских селькупов и томских татар. Можно обнаружить также элементы самодийской (селькупы), кетской и даже монгольской традиций.

После вхождения в состав Русского государства территория чулымцев стала постепенно сокращаться. Однако в целом в дореволюционный период численность чулымцев возрастала, составляя 830 человек в начале XVIII в., 3,9 тыс.человек в начале и 4,8 тыс. в конце XIX в. В советский период чулымцы были отнесены к хакасам, среди них резко усилились ассимиляционные процессы, и как следствие — сокращение численности до 0,7 тыс. человек в 2002 г.

Общая численность чулымцев в Российской Федерации, по данным переписи 2010 г., составляет 355 человек. В Красноярском крае — 145 человек, расселены главным образом в Тюхтетском районе. В деревне Пасечное и селе Чиндат Тюхтетского района чулымцы проживают совместно с русскими.

В 2004 г. была зарегистрирована семейно-родовая община «Чулым» Тюхтетского района. В сентябре 2005 г. в Пасечном впервые прошел национальный праздник Тумпайрам, включавший национальный вид спорта — гонки на лодках-обласках. В мае 2006 г. чулымцы стали соучредителями Палаты коренных малочисленных народов Гражданской ассамблеи Красноярского края.

Поселения чулымцев располагаются около рек, стариц и озер, что связано с одним из основных занятий — рыболовством. Рыбу ловили сетями, котцами, неводами, острогами, запорами. Добывали язей, щук, ельцов, стерлядь и др.

Зимой переселялись на охотничьи стойбища. Охота в начале XX в. приобрела в основном товарное пушное направление. Подсобную роль играли собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, ягод, крапивы и конопли (для получения пряжи).

Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Выращивали в основном ячмень и просо, позднее под влиянием русских переселенцев распространились рожь, овес, пшеница, огородные культуры. Скотоводство было развито слабо.

Домашние ремесла — ткачество, изготовление веревок, сетей, посуды (берестяная, деревянная, плетенной из прутьев или коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д.

Передвигались на лошадях, долбленых лодках-обласках, зимой использовались ручные нарты и лыжи (голицы и камусные).

Поселения чулымцев — улусы (зимние и летние). В летних занимались выпасом скота, земледелием, рыболовством, в зимних — охотой. К началу XX в. они были вытеснены постоянными поселениями.

Традиционные жилища — землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища — чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII в. основным типом жилища становится русская изба.

Характерные особенности интерьера жилищ недавнего прошлого: чувалы (чуал) с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами.

Традиционная одежда чулымцев — рубахи и штаны. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья — из покупного ситца или шелка. Штаны в прошлом были из налимьих шкурок, позднее — холщовые.

Верхняя одежда — камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), крытые материей. На голову надевали белые или алые колпаки (тастар), покрывала, зимние меховые шапки.

В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая, загнутая овалом спереди и сзади, обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки.

Женщины заплетали несколько кос, носили подвески (в т. ч. из монет), серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни.

Мужчины носили рубахи из китайской ткани, кафтаны со стоячим воротником, опушенные мехом, халаты из русских или среднеазиатских тканей, зимой тулупы, шубы из козьих, лосиных или оленьих шкур, опушенные мехом шапки. На ноги надевали поршни, плетенную из тальниковых прутьев обувь, унты с мягкой подошвой, охотничьи сапоги-бродни. В XVIII—XIX вв. национальная одежда вытесняется русской.

Основу традиционной пищи чулымцев составляли рыба, дичь и дикие растения. С XIX в. распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина). Долгое время под запретом было употребление свинины и грибов. Рыбу вялили, сушили, коптили. До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр), супы (щи, борщ) и напитки (квас, брага, пиво) были заимствованы у русских.

Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенный и сушеный ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен и муки).

Традиционный фольклор сохранился слабо. Известны сказания о богатырях, к именам которых возводят фамилии чулымцев. Прослеживается орнаментальное искусство на изделиях из дерева, бересты, ткани и кожи. У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и многие орнаментальные мотивы.

В XVII—XVIII вв. чулымцы были обращены в православие. В то же время вплоть до 1930-х гг. сохранялось своеобразное шаманство. Атрибутами шамана были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов. Поклонялись изображениям (идолы-онгоны) родовых, семейных, личных духов, чтили тотемы, священные деревья и т. п. Переплетение христианства с традиционными верованиями сказалось на национальной обрядности.

Основные этапы брачного обряда — сватовство, торг о калыме, церковное венчание (после прихода русских и крещения), свадебный пир, брачная ночь в специальной отдельной юрте, утреннее пиршество. В частности, сват приносил родителям невесты трубку с табаком. Те выкуривали ее в знак согласия на брак. До XX в. встречались браки через умыкание (похищение) невесты (с ее согласия).

Хоронили по-христиански, однако сохранились традиционные элементы обряда — с покойным укладывали в могилу его вещи, охотничьи принадлежности, устраивали тризну возле могилы, разводили костер и прыгали через него.

В настоящее время многие традиционные элементы культуры чулымцев быстро уходят или уже ушли из жизни народа.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.