Выберите категорию

×

Чуваши

В  Красноярском крае есть 12 сел и деревень компактного проживания чувашей, в которых сохранились традиции, культура и самобытность чувашского народа.

На городском празднике. Источник: Чувашская национально-культурная автономия На городском празднике. Источник: Чувашская национально-культурная автономия

Чуваши (чаваш) — народ Российской Федерации, основное население Республики Чувашия. Территориями преимущественного проживания чувашей являются: республики Башкортостан и Татарстан, Ульяновская и Самарская области. По данным переписи населения 2010 г., численность чувашей в России составляет 1 435 872 человека.

Выделяется три субэтнические группы чувашей: верховые (вирьял, тури — влияние финно-угорского компонента) на севере и северо-западе Чувашии; средненизовые (анатенчи) в центральных и северо-восточных районах; низовые (анатри — влияние булгарского компонента) на юге республики и за ее пределами.

Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи. Существуют и диалекты: верховой (окающий) и низовой (укающий).

Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках (тамги) и в старинных вышивках. В Волжской Булгарии была распространена арабская вязь. В 1760-х гг. возникает письменность на основе русской графики (старочувашское письмо). А через столетие усилиями И. Я. Яковлева создается новочувашская письменность и литература.

Верующие чуваши в основе своей православные. В то же время в верованиях чувашей присутствуют элементы язычества (почитание огня, воды, солнца, земли). Многие сельчане верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Тура (позднее отождествлялся с христианским Богом) и в злых существ, возглавляемых Шуйтаном. Также почитались домашние духи: хозяин дома и хозяин двора, нередко в семьях хранились домашние фетиши — куколки, прутики и прочее. Среди злых духов чуваши особенно опасались и чтили киреметя (его культ сохраняется местами поныне).

По доминирующей в научном мире теории происхождения чувашей, их тюркоязычные предки в древности жили в Центральной Азии, составляя в 1-м тыс. до н. э. западное крыло хуннов. Постепенно они продвигались на запад, обосновавшись во II—III вв. н. э. на Северном Кавказе, а в VII—VIII вв. в составе тюркского племени болгар переселились на север, в район Среднего Поволжья, где перемешались с местными финно-угорскими племенами. По одной из версий, этноним «чуваш» восходит к названию родственного болгарам племени — сувар (суваз, суас).

Большую роль в консолидации тюрко-болгар с финно-уграми сыграло государство Волжская Булгария, образованное в начале X в. В середине XIII в. оно было разгромлено татаро-монголами и вошло в состав Золотой Орды, а позднее — Казанского ханства.

Современная чувашская народность сформировалась в основном к концу XV в. Вплоть до нашего времени в ней прослеживаются элементы языка и культуры племен суваров, болгар, финно-угров и марийцев.

В русских источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В первой половине XVI в. чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр, Тугай, Амак и др. В конце 1546 г. восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551 г., во время основания московитами города Свияжска, было осуществлено вхождение чувашей в состав Русского государства. К середине XVIII в. чуваши были в основном обращены в христианство.

После Октябрьской революции 1917 г. чуваши получили автономию. В 1990 г. создается Чувашская ССР, преобразованная в 1992 г. в Республику Чувашию.

Чуваши традиционно занимались земледелием. Главными зерновыми культурами являлись рожь, полба, овес, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лен, коноплю, хмель. Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых условий большого развития не получило.

Издавна чуваши занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву (изготавливались утварь, мебель, резные столбы ворот, карнизы и наличники домов), гончарное дело, плетение, вышивка, узорное ткачество (красно-белые и многоцветные узоры), шитье бисером и монетами. Среди кустарных промыслов наиболее популярными были деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный, веревочно-канатный, рогожный. Существовали также плотничьи, портняжные и другие артели. Национальная вышивка и резьба по дереву до сегодняшних дней широко распространены в чувашской деревне.

Основной тип поселения чувашей — села и деревни (ял), располагавшиеся, как правило, у воды. Традиционная деревянная изба ставилась в центре двора, топилась по-черному глинобитной печью. С начала XX в. ее заменяет русская печь, но с подвешенным или вмазанным по-чувашски котлом. Повсеместно были распространены летняя кухня (лас) и баня (мунча).

Дом украшался полихромной росписью, резьбой (чаще изображением солярного круга) и накладными украшениями.

Особенности домашнего интерьера: кровать отделяют занавеской, широко используются домотканые ковры. Современный сельский дом-пятистенок мало чем отличается от жилища других народов Поволжья.

Чувашка, мордва, черемиска. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007) Чувашка, мордва, черемиска. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Традиционная одежда мужчин — холщовая рубаха и штаны. У женщин — туникообразная рубашка с передником, все богато украшенное вышивкой и аппликацией. Женский праздничный головной убор — полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого надевалась шапочка в форме усеченного конуса с наушниками, обильно украшенная бисером, бусинами, серебряными монетами. Носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок.

Женские украшения были разнообразны — перстни, а также наспинные, поясные, нагрудные, шейные украшения, перевязи через плечо, покрытые монетами, вышивкой, аппликацией и подвесками из бус.

Верхняя одежда — холщовый кафтан, осенью — поддевка из сукна, зимой — приталенная шуба из овчины. Традиционная обувь — кожаные сапоги, чаще — лыковые лапти, которые носились с суконными онучами или шерстяными чулками. В настоящее время женщины старшего возраста еще носят на селе национальный костюм или его отдельные элементы. Мужская традиционная одежда используется только в свадебных обрядах или в фольклорных выступлениях.

В традиционной пище чувашей преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлебки с клецками, зеленые щи, каши (полбенная, гречневая, пшенная), толокно, вареный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб, пироги (с крупой, капустой, ягодами), лепешки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовится хупла — большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой.

Молочные продукты — кислое молоко, уйран, творожные сырки. Мясо (говядина, баранина, свинина, у низовых чувашей — конина) было относительно редкой едой: сезонной (при забое скота) или праздничной. Готовили колбасу из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шартан), вареную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови (тултармаш).

Излюбленный хмельной напиток чувашей — пиво. Из меда делалась брага. Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

В чувашских селениях устойчиво сохранялись родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому нередко невеста была на несколько лет старше жениха). Сохраняется традиция минората (младший сын остается с родителями как наследник).

Сочетание элементов православия и язычества повлияло на складывание календарных праздников чувашей. Среди них зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота (Сурхури); праздник почитания солнца (Саварни), аналогичный Масленице; многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой); праздник весенней пахоты (Акатуй) и летний праздник поминовения мертвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоеме и обливанием водой; по завершении уборки хлеба — моления духу — хранителю овина и др. К началу XX в. в быту чувашей остались только Акатуй и христианские обряды и праздники.

На селе еще сохраняются некоторые черты старинных национальных традиций свадебной (поезд жениха, пир в доме невесты, ее увоз, пир в доме жениха, выкуп приданого и др.), родильной (обрезание пуповины мальчика на топорище, девочки — на стояке или донце прялки, смазывание языка младенца медом и маслом, передача его под покровительство духу — хранителю домашнего очага и пр.) и похоронно-поминальной обрядности.

В чувашском фольклоре наиболее развитый жанр — песни: молодежные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические. Вокал, как правило, одноголосый. Традиционные музыкальные инструменты — волынка (сарнай), пузырь (шапар), варган (купас), свирель и дуда (шахличе), гусли (кесле), гудок (род скрипки с тремя струнами), позднее — гармонь и скрипка (серме купас).

Распространены также легенды, волшебные сказки, исторические предания, пословицы и поговорки. Особо популярны сказания об Улыпе — добром герое-великане.

На городском празднике. Источник: Чувашская национально-культурная автономия На городском празднике. Источник: Чувашская национально-культурная автономия

Сведения о появлении первых чувашей в Сибири относятся к XVI—XVII вв. Это были торговцы либо служилые из Казани, примкнувшие к хану Кучуму. Активное переселение чувашей в Сибирь по причине малоземелья начинается в последней четверти XIX в. Перепись 1897 г. зафиксировала в Енисейской губернии 639 чувашей, все они проживали в сельской местности.

По-настоящему массовая миграция чувашских крестьян в Сибирь происходит в годы столыпинской аграрной реформы. К 1920 г. в Енисейской губернии насчитывалось уже свыше 3 тыс. чувашей.

В Сибири чувашские переселенцы до революции сохраняли традиционный тип хозяйств и культуры. В первые чувашские школы приезжали учителя из Симбирской губернии, оттуда же получали учебники.

Второй массовый поток чувашской миграции в Сибирь приходится на начало 1920-х гг. Только в голодном для Поволжья 1921 г. за Урал выехало 18 тыс. чувашей. К 1926 г. на территории Красноярского края имелось уже 26 чувашских деревень и поселков, а общее число чувашей достигло почти 9 тыс. человек. В 1920-е гг. расширилась сеть чувашских национальных школ и культурно-просветительских учреждений. В 1940/41 учебном году в Красноярском крае обучали чувашскому языку 20 школ.

В дальнейшем чувашская диаспора Красноярского края пополнялась за счет ссыльнопоселенцев (193040-е гг.), а в послевоенный период — за счет молодежи, приезжавшей на освоение сибирских строек, а также по распределению после окончания учебных заведений.

В 197080-х гг. численность чувашей Красноярского края оставалась стабильной. Хотя уже в эти годы активизировались процессы, приведшие к резкому уменьшению их количества в 1990-е гг. Основная причина — смена национальной идентификации и ассимиляция. Если в 1959 г., по данным переписи населения, чувашский язык считали родным 72,4 % сельских чувашей Сибири, то в 1989 г. — только треть. К этому времени национально-культурные предпочтения сохраняли только 40 % чувашского населения.

По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 11 036 чувашей. Проживают на всей территории края, но главным образом в Красноярске, Норильске, Лесосибирске, Большемуртинском и Казачинском районах. В крае есть населенные пункты компактного проживания чувашей, где сохранились традиции, культура, самобытность чувашского народа: село Покровка, поселок Восток, деревня Малкас Абанского района; деревня Александровка Бирилюсского района; село Покровка, село Козьмо-Демьяновка Большемуртинского района; село Александровка, деревня Казанка, деревня Чистополка, деревня Средняя Шилка Казачинского района; деревня Канаш, деревня Московка Назаровского района.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.