Выберите категорию

×

Энцы

Считается, что предки энцев пришли на Таймыр из Присаянья, Южной Сибири, Среднего Притомья.

Энцы. Автор: Н. А.Остроумов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Энцы. Автор: Н. А.Остроумов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Энцы (эннэчэ — «человек») — коренной народ севера Красноярского края. Проживают на западе Таймыра в поселке Воронцово и в поселке Потапово. Всего в Российской Федерации насчитывается 227 энцев, в Красноярском крае — 221 энец, по данным переписи населения 2010 г.

Несмотря на малочисленность, энцы подразделяются на две субэтнические группы: северную — (тундровая, хантайская) и южную (лесная, карасинская). Самоназвание северных энцев — сомату, южных — пэбай. Устаревшие названия — хантайские самоеды, карасинские самоеды — по названиям становищ, куда они вносили ясак. Название «энцы» в качестве официального было принято в 1930-е г.

Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты: тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание.

До конца XIX в. у энцев сохранились большие патриархальные семьи. В прошлом существовало многоженство, уплата калыма.

Считается, что предки энцев пришли на Таймыр из более южных районов (Присаянье, Южная Сибирь, Среднее Притомье) и ассимилировали древнее аборигенное население полуострова — охотников за дикими оленями. К приходу русских они занимали обширные территории от рек Средний Таз и Нижняя Курейка на юге до устья Енисея на севере.

В XVII—XIX вв. ареал их расселения существенно сократился из-за миграций ненцев с запада, кетов, селькупов и эвенков с юга. Уменьшилась численность энцев и за счет ассимиляции с пришлым населением, преимущественно ненцами и нганасанами. В конце XVII в. было переписано 890 энцев, к концу XIX в. их количество не превышало 480 человек, а в конце XX в. — 330 человек.

Основное традиционное занятие энцев — охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песец, лисица, горностай) с применением пастей — самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов.

На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты.

Традиционное жилище энцев — конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х гг. начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок), но дверь делают не с правой, как долганы, а с левой стороны. Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.

Зимняя одежда энцев (мужская парка, идентичная нганасанской) состояла из двух частей: верхняя — глухого покроя до колен, с капюшоном, мехом наружу; нижняя — мехом внутрь, ниже колен. По подолу шла опушка из белого собачьего меха. Зимой надевался сокуй с султаном на капюшоне, который изготавливается из хвоста оленя, что является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов, цилиндрическая обувь без подъема, как у нганасан.

Женская одежда по покрою не отличалась от мужской, но была распашной, не имела капюшона, носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон без рукавов, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, белые капорообразные шапки с опушкой из черного собачьего меха.

Особенностью бытования энецкого костюма было использование в качестве летней старой зимней одежды, с которой предварительно удалялся мех. В XIX в. лесные энцы перешли на ненецкую одежду, то же произошло и в северной группе к концу XX в.

Традиционная пища — мороженая, свежая, вареная рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку (порса). Растительная пища — дикий лук, некоторые коренья и ягоды. Из покупной ржаной муки готовили тонкие лепешки и ели их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, в настоящее время — чай.

Самоеды. Иллюстрация из книги Illustrations de Les peuples de la Russie. Париж, 1812—1813 гг. Автор рисунка: Е. Корнеев. Самоеды. Иллюстрация из книги Illustrations de Les peuples de la Russie. Париж, 1812—1813 гг. Автор рисунка: Е. Корнеев.

Энецкий фольклор составляют мифы, исторические предания, сказки о животных, повествования о шаманах, бытовые рассказы, загадки. Музыкальные инструменты — музыкальный лук, смычковая двухструнная лютня, шаманский бубен, различные свистки и пищалки. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

В христианство были обращены официально только лесные энцы. Большинство по-прежнему придерживаются традиционных верований. Сохраняются культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы — оленье мясо, деньги, кусочки сукна; их изображения помещались в особых местах в лесу, на сопках.

Было развито шаманство. Шаман принимал участие и в погребальных обрядах. Умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возле захоронения забивали оленя, оставляли имущество покойного в поломанном виде.

Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Шкала времени

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.