Выберите категорию

×

Евреи, евреи горские

На территории Приенисейского края первые евреи появились в начале XIX в. В Красноярске им отвели для поселения подножие Афонтовой горы, а называлось это место Еврейская слободка.

Танцевальная студия в еврейской автономной некоммерческой организации «Гаскала» Танцевальная студия в еврейской автономной некоммерческой организации «Гаскала»

Евреи (иврит: йегудим; идиш: йид или айид) — народ, основное население Израиля. Крупные диаспоры живут в США, Франции, Великобритании, Украине, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Белоруссии. Численность в Российской Федерации, по данным переписи 2010 г., горских евреев составляет 762 человека, евреев — 156 801 человек. Территориями преимущественного проживания являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

Имеются субэтнические группы: сефарды (потомки евреев из Испании и Португалии) и ашкенази (выходцы из Восточной Европы). Именно к последней группе относится подавляющее большинство российских евреев. В России принято выделять также этнолингвистические группы горских, грузинских, среднеазиатских евреев и крымчаков.

В качестве национальных используют два языка — иврит и идиш. Иврит, или древнееврейский язык, относится к семитской группе афро-азиатской языковой семьи, на нем написан Ветхий Завет (Танах). На протяжении двух с половиной тысячелетий иврит пользуется слогоалфавитным, т. н. квадратным еврейским письмом. С 1948 г. иврит является официальным языком государства Израиль.

Идиш относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Он зародился в Германии в X—XII вв. и до середины XX в. был широко распространен среди евреев Центральной и Восточной Европы. В идише три диалекта: северо-восточный, центральный и юго-восточный. Все они представлены в России.

Верующие евреи исповедуют иудаизм, который в настоящее время имеет четыре направления: ортодоксальное, реформаторское, консервативное и либеральное. Первые три направления представлены в Красноярском крае. Незначительная часть евреев придерживается христианства (православие, протестантизм).

Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тыс. до н. э. на территории Палестины в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов и местных земледельцев. В 1-м тыс. до н. э. возникло несколько древнееврейских государств, а также произошло оформление монотеистической религии евреев. После римского завоевания Иудеи (I  в. до н. э.) произошло расселение еврейского народа практически по всему миру.

В России еврейское население первоначально было малочисленно. Однако в конце XVIII в. после присоединения территории Польши численность еврейской диаспоры сразу увеличилась на 676 тыс. человек. В дальнейшем число российских подданных пополнили крымчаки и караимы Крыма, евреи Бессарабии, Грузии, Средней Азии и горных районов Кавказа. В результате к 1914 г. в Российской империи проживало более половины мировой численности евреев.

При самодержавии евреи были значительно ограничены во многих гражданских правах: им было запрещено проживать за пределами так называемой черты оседлости, затруднено получение образования и мн. др. После Февральской революции 1917 г. все эти ограничения отменяются.

В первые два десятилетия советской власти были осуществлены большие преобразования в развитии культуры и традиций российских евреев: открывались национальные школы и театры, издавались газеты и книги. Была даже сделана попытка создать на Дальнем Востоке территориальную автономию трудящихся евреев первоначально в форме Биробиджанского национального района (1930), а затем — Еврейской автономной области (1930).

Вторая мировая война стала суровым испытанием для еврейского народа, потерявшего в результате холокоста 6 млн человек. В рядах Красной армии воевало с фашизмом 500 тыс. российских евреев, из них погибло 200 тыс. человек.

В послевоенный период многие представители российских евреев, особенно интеллигенции, были репрессированы, усилились тенденции насильственной ассимиляции. Эти внутренние процессы вкупе с образованием и укреплением на Ближнем Востоке государства Израиль способствовали усилению национального самосознания еврейского сообщества и росту эмиграционных настроений в его среде. С 1967 по 1988 г. из СССР выехало около 800 тыс. евреев, а с развалом Советского Союза поток эмигрантов стал еще больше.

Евреи (талмудинцы). Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Евреи (талмудинцы). Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

В XIX в. большая часть евреев Восточной Европы жила в городах, часто замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), или в сельских местечках (штэтл). Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), еврейское кладбище. Жилище евреев практически не отличалось от домов соседствующих народов.

В условиях отсутствия земельных наделов основными занятиями евреев были ремесло (портняжное, сапожное и др.) и мелкая торговля. Значительная часть населения занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Характерна высокая доля лиц свободной профессии.

Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Традиционный ашкеназский мужской костюм включал в себя туникообразную рубаху, черные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), черную ермолку (кипа) и шляпу, отороченную мехом (штраймл). Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках (пейсы). В настоящее время шерстяные черно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талит, талес) используются главным образом священнослужителями и ортодоксальными евреями при богослужении.

Самыми святыми днями в еврейской религии считаются Йом Кипур (день искупления) и Шаббат (суббота). Особо выделяется Рош-а-Шана (Новый год). Иудейская традиция запрещает всякую работу в эти дни и ограничивает ее для остальных праздников, упомянутых в Торе: Песаха (исход из Египта), Сукота (праздник урожая) и Шавуота (дарование Торы на горе Синай).

Среди других значимых праздников — Ханука (в честь победы еврейских повстанцев Маккавеев над греко-сирийскими завоевателями) и Пурим (в память о чудесном избавлении евреев от гибели в Персидском царстве). Все праздники сопровождаются чтением соответствующих глав Торы, особой литургией и ритуалами. Обычай устанавливает также особые правила и блюда праздничной трапезы.

Еврейские праздники отмечаются по лунно-солнечному календарю, поэтому их даты по григорианскому календарю меняются из года в год.

Характер еврейской пищи определяется местными традициями и религиозным табу (кошерная пища): запрещается смешение молочных, рыбных и мясных продуктов; разрешается есть рыбу, имеющую чешую и плавники, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, забитых специальным резником — шойхетом.

Основу пищи составляют мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клецки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда, в частности, фаршированная рыба (гефилте фиш), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты, форшмаки. Разнообразна ритуальная пища: плетеные субботние булки (хала), пресные пасхальные хлебцы (маца), треугольные пирожки с маком (хоменташи) и др.

Две категории пищи могут рассматриваться как подлинно еврейские: маца (пресный хлеб к Песаху) и вино (виноградный сок), которое принято пить в Шаббат или праздники. Другие памятные дни имеют свои собственные традиционные блюда. Так, яблоки с медом вкушают в Рош-а-Шана с пожеланиями, чтобы весь новый год был сладким. Картофельные оладьи, латкес (аналог русских драников) или пончики готовят обязательно на масле в Хануку.

На территории Приенисейского края первые евреи появились в начале XIX в. В Красноярске им отвели для поселения подножье Афонтовой горы, за пределами городской застройки. Называлось это место Еврейская слободка (Николаевка). В целом еврейская диаспора Сибири формировалась за счет ссыльных, земледельцев-колонистов и их потомков, бывших кантонистов и солдат-рекрутов, купцов первой гильдии и ремесленников, специалистов с высшим образованием. К середине XIX в. евреи проживали уже во всех уездах Енисейской губернии и насчитывали 1,6 тыс. человек в 1861 г. и 5,1 тыс. человек в 1897 г.

Основными занятиями евреев в Енисейской губернии стали ремесло и торговля. Они занимали видное место в винокурении, снабжении приисковых районов, торговле сельскохозяйственными продуктами, в развитии мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.

Активные процессы проходили в сфере духовной и культурной жизни. Первые молельни (синагоги) появились в Красноярске и Канске в 1820-е гг., в последующие два десятилетия — в уездных центрах Ачинске и Енисейске. С конца XIX в. начинает складываться институт раввинов, а при синагогах открываются национальные школы. В 1907 г. в регионе работало пять еврейских училищ.

Религиозные общины в губернском и уездных центрах создавали различные филантропические организации и благотворительные общества. Их деятельность расширяется с началом Первой мировой войны, когда в Енисейскую губернию хлынул поток беженцев и выселенных из фронтовой полосы.

В политической жизни Приенисейского края еврейское сообщество практически не участвовало. Однако по мере того как в регион начали прибывать этапы политических ссыльных и каторжан, в местную еврейскую среду стали проникать идеи бундовцев, сионистов-социалистов и движения «Поалей-Цион».

С установлением советской власти в Сибири культурная жизнь диаспоры развивалась противоречиво. С одной стороны, у молодежи появилась возможность получать высшее образование без всяких ограничений, в массовом количестве начала издаваться литература на идише, стали открываться различные светские очаги культуры. С другой стороны, запрещаются все еврейские политические объединения, религиозные общины лишаются возможности заниматься благотворительностью и просветительством, иврит признается «буржуазным языком», и печатание на нем прекращается. Начались гонения на религию. Если в 1924 г. в Енисейской губернии функционировало 14 иудейских общин (в т. ч. 6 в Канском уезде), то к концу 1930-х гг. все они были закрыты, молитвенные дома экспроприированы, а свитки Торы из Красноярской синагоги переданы в краевой музей.

Численность еврейской диаспоры Красноярского края на протяжении многих лет оставалась стабильной на уровне 6,5 тыс. человек. Однако начиная с 1960-х гг., вследствие репатриационных настроений, количество евреев начинает неуклонно снижаться. По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 1147 евреев и 13 горских евреев. Большинство из них расселены в Красноярске, Ачинске, Железногорске, Канске и Норильске.

В 1998 г. на базе общества еврейской культуры «Гаскала» была создана Красноярская краевая еврейская национально-культурная автономия «Гаскала» (Просвещение). При общине имеется библиотека с обширным книжным фондом, в 2000 г. открыт музей истории еврейской общины. Всего к 2006 г. в крае работало 8 иудейских общин, в том числе по 3 в Красноярске и Ачинске, по 1 в Норильске и Минусинске.

Большая часть евреев Красноярского края занята в промышленности, науке, культуре, образовании и здравоохранении. Многие из них оставили заметный след в истории региона. Центральные улицы старинных городов украшают каменные и деревянные дома, владельцами которых были представители еврейского сообщества. Многие из этих зданий сегодня отнесены к категории памятников архитектуры.

В Красноярске больница № 20 носит имя И. С. Берзона, который работал там главным врачом. Имя народного артиста России М. С. Годенко присвоено знаменитому Красноярскому государственному ансамблю танца Сибири, а также одному из теплоходов Енисейского речного пароходства. Звание «Почетный гражданин города Красноярска» присвоено заслуженному строителю России В. И. Боровику и Ф. С. Мордуховичу, звания Героя Советского Союза были удостоены Е. С. Белинский, И. А. Борисевич и А. С. Сапожников.

В числе известных красноярцев — биофизик И. И. Гительзон, физиолог А. Т. Пшоник, кардиохирург А. М. Дыхно, писатель и фольклорист А. В. Гуревич, художник Я. С. Еселевич и другие.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Официальный сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  3. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».