Выберите категорию

×

Грузины

С Красноярским краем связал свою жизнь уроженец Тбилиси Дмитрий Миндиашвили — основатель красноярской школы вольной борьбы, воспитавший  плеяду чемпионов Олимпийских игр и мировых первенств.

Грузины (картвели) — народ Закавказья, основное население Грузии. За пределами Грузии живут на Украине, в Азербайджане, Иране, Турции, Казахстане, Белоруссии. В Российской Федерации насчитывается 157 803 грузина, по данным переписи 2010 г.

Говорят на грузинском языке картвельской группы кавказской языковой семьи. Имеются многочисленные диалекты, соответствующие субэтническим группам: аджарцы, мегрелы, сваны в Западной Грузии; кахетинцы, хевсуры, месхи в Восточной и Южной Грузии; ингилойцы в Азербайджане; ферейданцы в Иране; лазы в Турции. Письменность на основе грузинского алфавита.

Верующие грузины — в основном православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) — мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.

Формирование грузинского этноса на Кавказе началось в глубокой древности. О грузинских племенах упоминалось еще в античных источниках. Этническое ядро народа складывалось из трех крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрелочанов и сванов. Уже в VI  в. до н. э. возникает Колхидское царство, в IV  в. до н. э. — Картлийское царство (Иберия). Важными этапами формирования грузинской культуры стало принятие христианства в IV  в. н. э., а также создание письменности.

Образование на рубеже X—XI вв. централизованного грузинского государства, достигшего своего расцвета в XII—XIII вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса. Этот период характеризуется окончательным утверждением грузинского языка в качестве общенародного, упрочением государственной территории и развитием общегрузинских форм культуры (одежда, домашняя утварь, оружие и др.). Тогда же Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре», ставшую одним из шедевров мировой литературы.

После монголо-татарского нашествия в XIII в. и походов Тимура в XIV в. единое грузинское государство распалось на отдельные царства и княжества. В XVI—XVII вв. грузинские территории постоянно подвергались завоевательным походам со стороны османской Турции и сефевидского Ирана. В этот период начинается процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения.

В состоянии тяжелого политического и социально-экономического застоя Грузия находилась почти до конца XVIII в., когда начался процесс вхождения основного ядра грузинских территорий в состав Российской империи. Этот процесс растянулся до конца 1870-х гг., когда по окончании очередной русско-турецкой войны с Грузией воссоединились ее исторические области.

В 1918 г. была создана Грузинская демократическая республика, просуществовавшая до февраля 1921 г., когда части Красной армии установили здесь советскую власть. В 1921 г. была образована Грузинская ССР первоначально в составе Закавказской Федерации, а с 1936 г. — в составе СССР. В 1991 г. провозглашается независимое государство — Республика Грузия.

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие на равнине и скотоводство в горной части. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, рожь, рис, чечевицу, просо, кукурузу. С начала XX в., особенно в советское время, получили широкое распространение субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Большое значение приобрело выращивание чая.

Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство и огородничество; подсобными отраслями были охота, рыболовство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав. Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремесла: ткачество, художественная набойка тканей, изготовление ковров и войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство.

Типы грузинских усадеб различались в зависимости от зоны проживания. В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане: каменные дома-крепости с оборонительными башнями (цихесахли), каменные жилища в 2–4 этажа или одноэтажные дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены каменные жилища (гвиргвини) со ступенчатым перекрытием и отверстием для света и дыма. Часть хозяйственных помещений, например, марани (винохранилище), размещались рядом с домом, часть — отдельно и даже вне села.

В Западной Грузии усадьбы были большие, и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. Здесь возводили одно- и двухэтажные деревянные дома (одасахли, пацха) с покатой крышей из дранки или соломы, без окон, но с двумя дверьми, устроенными друг против друга.

Со второй половины XIX в. в Грузии стали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, многокомнатные, с окнами, деревянными полами и каминами вместо открытых очагов. Усовершенствованный тип этого жилища распространен в современной Грузии.

Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенные камины и специальные печи для выпечки хлеба.

Грузин и грузинки. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007 г.). Грузин и грузинки. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007 г.).

Национальная одежда грузин разных местностей Грузии в целом однотипна. Мужской костюм включал рубаху, штаны, пояс, короткий ахалухи (наподобие бешмета), поверх которого надевалась чоха (черкеска). Зимой носили бурку или тулуп. Головным убором служили войлочные шапки, меховые папахи. На ноги надевали вязаные шерстяные носки (циндеби), каламани — самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, кожаные сапоги на каблуке.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов и платья (каба) с нагрудной вставкой, матерчатого пояса. Поверх платья состоятельные грузинки носили катиби — распашную бархатную накидку на меху. Головные уборы: вуаль, шапочка, ободок и головная повязка из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек), сафьяновые полусапожки и каламани.

В настоящее время национальный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Но до нашего времени сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов — бурка, каламани. Женщины сохранили приверженность определенным строгим шелковым тканям, традиционным золотым и серебряным украшениям.

Основу традиционного питания грузин составляют молочные и растительные продукты, хлеб. Это домашний сыр (сулугуни), мацони (вид кислого молока), масло, творог, сливки. Хлеб — пресный и на закваске (лаваш, шоти, пури, мчади) — выпекали из пшеничной и кукурузной (на западе) муки. Нередко вместо хлеба употребляли гоми — горячее блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Из зерна и муки делали каши и похлебки. Мясные блюда: шашлык, плов, хинкали, бозбаш, чихиртма, сациви (индейка или курица в ореховом соусе).

В современной кухне большую роль играют блюда из овощей (баклажаны, помидоры, капуста, фасоль, бобы, зелень), различные соусы, специи и приправы (ткемали, аджика). Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах порой употребляли самодельную водку (арака).

Остаются устойчивыми и традиции застольного этикета: избрание тамады, порядок тостов, форма их подачи, стилистика речи выступающего, обращение присутствующих за столом друг к другу, в известной мере следование традиционному принципу рассаживания гостей за столом (старших — на более почетные места, женщин — друг с другом).

Традиционный грузинский фольклор включает героический эпос («Амирани», «Этериани»), исторические предания, поэмы, баллады, сказки, пословицы. Мировую известность имеют грузинские народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.), а также песенный фольклор, основанный на многоголосии и обладающий большим разнообразием форм, стилей и жанров (песни трудовые, обрядовые, плясовые, колыбельные, лирические, шуточные).

Среди древнейших музыкальных инструментов отметим: чонгури, пандури, чанги, чунири (струнные), гудаствири (волынка), саламури (свистковая флейта), соинари или ларчеми (многоствольная флейта), кнари (лира), буки (труба), саквири (сигнальный рог), доли (двухсторонний барабан), дайра (бубен) и др.

В Грузии по традиции широко празднуют основные христианские даты: Рождество, Крещение, Пасху, День святого Георгия, День святого Мариама (Мариомоба) и др. Весной отмечают веселый праздник с ряжеными кееноба-берикаоба и День матери, осенью — Мцхетоба, Алавердоба, праздник сбора винограда — Ртвели.

В дореволюционный период грузины попадали в Енисейскую губернию преимущественно как служилые или политкаторжане, в 1897 г. в регионе проживало всего 14 грузин. И после революции их численность оставалась небольшой, составляя 80 человек в 1926 г. и 403 человека в 1939 г. В послевоенные годы грузинская диаспора Красноярского края достигает рубежа в одну тысячу человек только к середине 1960-х гг., а к концу 1980-х гг. преодолевает двухтысячный рубеж.

По данным переписи 2002 г., в Красноярском крае насчитывалось 1918 грузин, из них 14 человек записались как мегрелы, 10 человек — как ингилойцы, 2 человека — как аджарцы и 1 человек — как представитель лазов. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 1336 грузин.

В апреле 1990 г. была образована Красноярская городская грузинская община «Ертоба», члены которой проводят работу по сохранению национального языка и традиций, популяризации грузинской культуры среди жителей края, развитию связей с исторической родиной.

С Красноярским краем связаны имена многих представителей грузинского народа. В честь Сергея Сургуладзе, революционера и одного из руководителей партизанского движения в годы Гражданской войны, названа улица в Канске. Одна из центральных улиц Красноярска носит имя другого видного революционера — Ладо Кецховели. В Красноярском театре музыкальной комедии (сейчас — Красноярский музыкальный театр) на протяжении многих лет солировали известные певцы — Георгий Асатиани и Василий Эмирзиади. С Красноярским краем связал свою жизнь профессор, заслуженный тренер СССР Дмитрий Миндиашвили — основатель красноярской школы вольной борьбы, воспитавший целую плеяду чемпионов Олимпийских игр и мировых первенств.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Официальный сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  3. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».