Выберите категорию

×

Хакасы

В Красноярском крае в деревнях Камышта и Сартачуль хакасы являются коренным населением.

Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Хакасы (схакастар, тадар, хоорай) — коренной народ Восточной Сибири Российской Федерации, основное население Республики Хакасия. Живут также в сопредельных с Хакасией Красноярском крае и Республике Тыва. Устаревшие названия — абаканские татары, минусинские татары.

Хакасы разделяются на четыре субэтнические группы: качинцы (хааш, хаас), сагайцы (саай), кызыльцы (хызыл) и койбалы (хойбал). Ранее выделяли еще бельтиров (пелтир), которые к настоящему времени практически полностью ассимилировались.

Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Письменность на основе русской графики.

Хакасы — потомки древнего населения Минусинской котловины, где последовательно сменилось множество археологических культур: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Считается, что тюркский язык появился здесь примерно в III  в. до н. э. В дальнейшем тюркская составляющая только усиливалась.

Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являлись кыргызы. В IX в. они создали на среднем Енисее свое государство Кыргызский каганат, которое пало в начале XIII в. под ударами татаро-монголов. В конце XIV в. племенные группы Минусинской котловины при главенстве кыргызской знати создают единую этнополитическую государственность Хонгорай (в русских источниках — «Киргизская земля»), которая объединяла четыре княжества — улуса.

В последующие столетия в рамках этих улусов происходила тюркизация различных племен-данников (кыштымы), говоривших на самодийских и кетских (енисейские) языках, и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Эти процессы ускоряются после увода джунгарами из Хакасии 15 тыс. кыргызов в 1703 г. и вхождения территории Хонгорая в состав России.

В XX в. процесс формирования хакасской нации в целом завершается. С 1920-х гг. этноним «хакасы» утверждается в официальных документах, а названия субэтнических групп постепенно выходят из сферы обыденного употребления. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса характеризуется ликвидацией группового, то есть этнического самосознания (качинцы, сагайцы и т. д.), с одной стороны, и возрождением народных традиций, общих для всех хакасов, с другой.

До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и инородческие управы. В 1923 г. был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 г. — национальный округ, с 1930 г. — округ в составе Западно-Сибирского края, с 1934 г. — в составе Красноярского края. В 1991 г. Хакасская автономная область преобразуется в Республику Хакасия и становится самостоятельным субъектом России. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 72 959 хакасов.

Выгонка араки (молочная водка). Минусинские татары (хакасы). Минусинский уезд. Первая треть ХХ в. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Выгонка араки (молочная водка). Минусинские татары (хакасы). Минусинский уезд. Первая треть ХХ в. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Полукочевое скотоводство — традиционное занятие хакасов. Они содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место занимала охота в тайге, в Саянских горах. Земледелие (ячмень, в меньшей степени — просо и пшеница) было известно и до прихода русских. А с начала XX в. оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Из промыслов были развиты кузнечное дело, выделка кож, изготовление войлоков, ткачество.

В XX в. в Хакасии бурно развивалась промышленность, многие хакасы освоили нетрадиционные занятия, появились рабочие, интеллигенция.

Круглая юрта (иб), крытая берестой летом и войлоком зимой, — традиционное жилище у скотоводов. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей. С рубежа XIX—XX вв. стала использоваться русская срубная изба.

Традиционное поселение хакасов (аал) представляло собой 10—15 юрт и несколько хозяйственных построек, поставленных без особой системы. В настоящее время поселки имеют уличную систему и не отличаются от русских сел и деревень.

У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Мужчины носили широкие рубахи навыпуск, подпоясанные кушаком, женщины — такого же покроя, но длинные, до пят, платья (повседневные — из хлопчатобумажных тканей, праздничные — из шелка). Задний подол платья был длиннее переднего. Использовали яркую цветовую гамму за исключением желтого. Детали платья украшались растительным орнаментом. Подпоясывали платья только вдовы.

Распашные халаты (мужские и женские) шились из сукна (повседневные), из плиса или шелка (праздничные). Зимние овчинные шубы украшались вышитыми растительными орнаментами на спине. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку (сигедек). Девушки заплетали волосы во множество косичек, замужние женщины — в две косы.

На голове женщины носили платок, повязанный особым образом — со складкой на лбу. Бытовали меховые (мужские и женские) шапки нескольких видов. Из украшений особенно известно пого — нагрудное украшение в форме полумесяца с закругленными краями и вышитым бисером и перламутровыми пуговицами орнаментом, а также накосные украшения-подвески из кораллов.

В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Готовились супы (крупяные, ячменные) и различные бульоны с мясом. Одним из любимых блюд была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком является айран, который готовится из специально закисленного коровьего молока. Из айрана же гнали молочную водку (айран арагазы). Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. Из дикоросов потреблялись луковицы сараны, кандыка, кедровые орехи, дикий лук, ягоды и др. Лакомством считались большие пельмени с ореховой начинкой.

Саянские татары. Иллюстрация из книги Illustrations de Les peuples de la Russie. — Париж, 1812—1813 гг. Автор рисунка: Е. Корнеев Саянские татары. Иллюстрация из книги Illustrations de Les peuples de la Russie. — Париж, 1812—1813 гг. Автор рисунка: Е. Корнеев

В XX в. была создана хакасская письменность, литературный язык, который преподается в школах. До революции существовало всего десять инородческих школ с обучением на русском языке. В настоящее время на хакасском языке ведутся теле- и радиовещание, издаются газеты, литературный альманах «Ах-Тасхыл», художественная и учебная литература.

Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10—15 тыс. поэтических строк, исполняется сказителями (хайджи) низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей (алып), мифологические представления о природе, духах и т. д. Хайджи пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей.

Популярны у хакасов лирические песни, сказки, сказания, пословицы, загадки и т. д. Лирические и сатирические песни (тахпах) исполняются как импровизации в соревнованиях певцов (тахпахчи). Национальные виды музыкальных инструментов — чатхан, варган, хомыс, пыргы и др.

Из декоративно-прикладного искусства у хакасов были развиты резьба по дереву, вышивка цветными нитками, изготовление украшений из кораллов, серебра и т. д.

Часть верующих хакасов — православные, разные группы хакасов были крещены в XVIII—XIX вв. Однако сохранились и традиционные верования (шаманизм). Главная функция шаманов — лечение людей и проведение общественных молений. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. У хакасов существовало почитание различных духов — покровителей семьи и рода, домашних животных. На сегодня в Хакасии насчитывается около 200 культовых мест, где совершались жертвоприношения. В последние годы хакасские шаманы принимают активное участие в международном этническом фестивале «МИР Сибири», который проводится в Шушенском районе Красноярского края.

Традиционные верования хакасов отразились и на похоронной обрядности. В прошлом хоронили в земле, младенцев — в дуплах, для шаманов устраивали воздушное захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле сооружали срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали огонь, жертвовали ему пищу. Сегодня похоронная обрядность хакасов мало чем отличается от русских обычаев.

Основные праздники хакасов были связаны с годовым хозяйственным циклом. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочевки на летник устраивали Тун Пайрам — праздник первого айрана. На праздниках проводились спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, национальная борьба. В XIX в. хакасы стали отмечать православные праздничные даты.

В 1980-е гг. в Хакасии было возобновлено празднование Тун Пайрама, который быстро становится популярным и проводится в масштабах селений (в т. ч. на юге Красноярского края), районов и Республики Хакасия. В 1991 г. появился новый праздник — Ада-хоорай, основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков.

В 1926 г. в Хакасском округе проживало 88,9 тыс. человек, из них половина (44,2 тыс. чел.) была представлена хакасами. В округе насчитывалось 677 населенных пунктов, в том числе 421 хакасский улус. Многие из них имели многовековую историю: 2 улуса возникли еще в XV в., 2 — в XVI в., 22 — в XVII в., 58 — в XVIII в. В советское время сплошная коллективизация, борьба с неперспективными деревнями и усиление урбанизационных процессов привели к многократному сокращению числа национальных селений.

Хакасы, так же как и другие коренные этносы Сибири, до последнего времени сохраняли достаточно высокий уровень рождаемости и естественного прироста. За последние 75 лет их численность выросла в 1,7 раза, что, впрочем, несколько уступает динамике роста якутов, бурят и тувинцев.

Компактность проживания на исторической территории у хакасов оставалась высокой. К 1989 г. 80 % хакасов проживало в автономии, а к 2002 г. этот показатель вырос до 86 % за счет возвращения мигрантов. Это явление затронуло и Красноярский край, где численность хакасов за межпереписной период (1989—2002) уменьшилась за счет оттока почти на треть — с 6466 человек до 4489 человек. Перепись 2010 г. в крае зафиксировала 4102 хакаса.

По компактности проживания в крае выделяются Красноярск и южные, сопредельные с Хакасией, территории: Ужурский район, город Минусинск с одноименным районом и город Шарыпово с районом. В деревнях Камышта Ужурского района, Сартачуль Шарыповского района хакасы являются коренным, а не пришлым населением.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.