Выберите категорию

×

Коми-пермяки

К 1926 г. в Енисейской губернии насчитывалось почти 3,3 тыс. коми-пермяков — максимальный показатель за всю историю региона.

Коми-пермяки (коми-морт, коми-отир, пермяки) — народ в России, проживают преимущественно в Пермском крае, в т. ч. в Коми-Пермяцком округе. В русской литературе до 1920-х гг. использовался термин «пермяки». Имеются две небольшие этнические группы: зюздинская и язьвинская. Язьвинские коми-пермяки живут в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры), а зюздинские — в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким округом. По данным переписи населения 2010 г., в России живут 94 456 коми-пермяков.

Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской языковой семьи. Имеется четыре наречия и множество диалектов. Письменность на русской графической основе. Верующие коми-пермяки — православные, есть старообрядцы.

Этногенез коми-пермяков до конца не выяснен. Их предки, проживая на территории Прикамья, подвергались культурному воздействию сопредельных племенных групп обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян и восточных славян. В XII—XIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения; племена консолидируются в народность. На рубеже XIV—XV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья и христианизация местного населения.

В 1505 г. Пермь Великая становится воеводством Московского государства. К этому времени окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков. По экономическим причинам с конца XIX в. началось переселение крестьян на Урал и в Сибирь. В условиях дисперсного расселения коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.

В 1925 г. создается Коми-Пермяцкий национальный округ в составе Пермской области, с 1977 г. — автономный округ. С 2005 г. Коми-Пермяцкий автономный округ является административно-территориальным образованием Пермского края.

Основными занятиями коми-пермяков издавна являлись земледелие и животноводство. Выращивали зерновые, овощные и технические культуры (лен, конопля). Из промыслов ведущую роль, особенно на севере, играли охота и рыболовство. В XX в. получили развитие кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение. На дому занимались прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты.

Традиционное жилище — одноэтажный дом на высокой подклети под тесовой крышей. Нередко его украшением служили деревянные части (охлупень, уключины), скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц. Национальная женская одежда состояла из белой или чаще цветной рубахи, сарафана из набойки или синего холста, плетеного пояска с бахромой на концах, цветного или белого фартука. Головной убор — нарядно украшенный чепец (кокошник), платок.

Мужской костюм состоял из длинной рубахи, штанов, узкого плетеного пояска. Головные уборы: валяные шерстяные колпаки, позднее фуражки. Традиционная обувь — лапти, кожаные коты (подобие галош с узорными шерстяными носками), ишим (тип валенок с суконными голенищами).

Основа традиционной пищи коми-пермяков — хлеб и блюда из муки. Распространены различные супы и каши. Любимые блюда — пироги с рыбой и пельмени. Большое место в рационе занимали сушеные и соленые грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Устойчиво сохраняются традиционные напитки: квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай заваривают в основном на травах.

В Енисейской губернии первые коми-пермяки появляются в конце XIX в. Это были страдавшие от малоземелья крестьяне-переселенцы. В 1895—1897 гг. они основали в Минусинском уезде деревню Новомихайловку, мельницы Матенькова и Паначева.

С открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы поток переселенцев резко увеличивается. С 1903 по 1914 г. в Минусинском уезде возникло 9 коми-пермяцких деревень, в т. ч. мононациональный Спасский сельсовет, в котором к 1926 г. имелось 119 дворов и проживало 650 человек. Всего к этому времени в Енисейской губернии насчитывалось почти 3,3 тыс. коми-пермяков — максимальный показатель за всю историю региона.

Однако уже в 1920-е гг. в их среде проявились тенденции активной ассимиляции и отказа от этнической самоидентификации. Если в 1926 г. суммарная численность коми-пермяков и коми (зырян) составляла в крае почти 9 тыс. человек, то в 1939 г. — только 2,5 тыс. человек, а в 1959 г. — 1,1 тыс.

С началом строительства сибирских гигантов индустрии в 196080-х гг. в Красноярский край стали направляться выпускники учебных заведений и специалисты, в т. ч. из Пермской области (ныне Пермский край). В 1990-е гг. приток прекратился, часть населения вернулась на родину, вследствие чего количество коми-пермяков в крае сразу уменьшилось на четверть. По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 308 коми-пермяков. Они живут в основном в Красноярске, Богучанском районе, Норильске и Лесосибирске.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».