Выберите категорию

×

Курды, езиды

В конце 1990-х гг. курды из Армении занимали две улицы села Новотроицкого Минусинского района.

Курды (курд, курмандж) — народ в Юго-Западной Азии. Основное место их проживания — Курдистан — историческая область, поделенная между Ираном, Турцией, Ираком и Сирией. В республиках бывшего СССР значительные курдские диаспоры имеются в Казахстане, Азербайджане, небольшие группы сохранились в Армении, Грузии и Киргизии.

Говорят на курдском языке иранской группы индоевропейской языковой семьи. Основные группы диалектов: северные (курманджи, заза) и южные (сорани). Письменность — на арабской графической основе, в Турции и Сирии — на латинице, в странах СНГ — на кириллице. Большинство верующих курдов — мусульмане-сунниты (есть шииты); имеются также езиды — приверженцы синкретичной религии. В езидизме сочетаются элементы древних иранских (манихейские) верований, иудаизма, несторианства и ислама. Езиды делятся на мирян (муриды) и духовенство, в т. ч. высшее — руани (эмир, шейхи, пиры) и низшее (каввали, кочаки). У них нет храмов, единственное место паломничества — могила шейха Ади в Ираке. Говорят на диалекте курдского языка.

В России езиды (езды, иезиды, йезиды, эзды) считались этноконфессиональной группой курдов, однако при проведении переписи населения 2002 г. они впервые стали учитываться отдельно. По данным переписи 2010 г., в Российской Федерации насчитывается 23 232 курда и 40 586 езидов. Территориями преимущественного проживания для езидов являются Краснодарский край, Нижегородская и Ярославская области, Ставропольский край, Новосибирская область. Для курдов — Краснодарский край, Республика Адыгея, Саратовская область.

До начала XX в. курды объединялись в союзы племен, делившиеся на мелкие родоплеменные группы. В XIV—XVIII вв. они находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. К концу XIX в. из Турции и Ирана курды стали активно переселяться в Закавказье. Курды-мусульмане предпочитали селиться в Азербайджане, езиды — в христианских Армении и Грузии (частично). Перепись 1897 г. зафиксировала в Российской империи почти 100 тыс. курдов.

В советский период курдский народ подвергся необоснованным репрессиям. Курды были выселены из Армении, Азербайджана (1937), Грузии (1944) и депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. После распада СССР они были вынуждены уехать из обретших независимость национальных республик в южные регионы Российской Федерации.

В Красноярском крае первые курды появились в 1930-х гг. В 1940-50-х гг. их количество увеличилось на три десятка человек за счет спецпереселенцев из Грузии. В дальнейшем число курдов оставалось долгое время незначительным (15–25 чел.), достигнув уровня 50 человек в 1980-е гг.

По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 37 курдов и 206 езидов. Большая часть езидов проживает достаточно компактно на юге края в Минусинске и в Минусинском районе. В частности, в конце 1990-х гг. в селе Новотроицком Минусинского района курды из Армении занимали уже две улицы. Мужчины создали небольшие бригады для выполнения строительных подрядных работ, женщины занимаются домашним хозяйством, выращиванием скота и домашней птицы.

С. М. Прокудин-Горский. Курдская женщина с детьми. Село Кварцхана. Источник: открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», http://prokudin-gorskiy.ru/ С. М. Прокудин-Горский. Курдская женщина с детьми. Село Кварцхана. Источник: открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», http://prokudin-gorskiy.ru/

В традиционных занятиях закавказских курдов до середины XX в. превалировало полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), в меньшей степени земледелие (зерновые, табак) и садоводство. Значительную роль в хозяйстве играли кустарные промыслы: изготовление знаменитых курдских ковров, шерстяных предметов одежды, мешков для хранения зерна. Из ремесел было развито производство медной и керамической утвари, художественная обработка камня (сосуды для воды, надгробия, ступы).

Летнее жилище кочевников — шатер из нескольких рядов жердей, покрытых шерстяной материей. Жилища земледельцев в предгорных и равнинных районах были одно- или двухэтажными, из сырцового кирпича, камня или глины, с плоской крышей. Очаг (тандур) в земляном полу служил для обогрева жилья по-черному, приготовления пищи, выпечки хлеба, совершения многих ритуальных обрядов.

Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы: широкие шерстяные шаровары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи, пояс, шерстяной жилет, а в холодное время — шерстяная куртка или длинная войлочная накидка. Головной убор — колав, сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные носки. Костюм курда дополнял кинжал за поясом.

Женская одежда — матерчатые шаровары, длинная рубаха, платье, жилет, шерстяной пояс, платки, шерстяные чулки. У курдов Турции, северо-запада Ирана, Сирии и Закавказья известны юбки и передники, праздничный головной убор (кофи).

У курдов преобладает мясо-молочная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей, в Ираке, Сирии — из бамии, в горах — из съедобных растений.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».