Выберите категорию

×

Молдаване

В традиционной пище молдаван значительное место занимают блюда из кукурузной муки, молочные продукты, брынза, овощи и фрукты.

Молдаване (молдовень, волохь) — народ, основное население Республики Молдова. Живут также на Украине, в Казахстане, Белоруссии и других странах. В Российской Федерации насчитывается 156 400 молдаван, по данным переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются город Москва, Тюменская, Московская, Ростовская области, Краснодарский край.

Говорят на молдавском языке романской группы индоевропейской языковой семьи. Имеется 4 группы говоров: центральный, юго-западный, северо-восточный, северо-западный. Литературный язык — с XVII в. Письменность на основе русского алфавита, с 1989 г. — латинской графики. Верующие молдаване — православные.

Молдавская народность стала складываться с XII в. в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия расселившихся там волохов — общих предков всех восточно-романских народов, восточных славян. Образование в XIV в. Молдавского княжества способствовало завершению в целом формирования молдавской народности.

В XVI в. Молдавия попала под власть Османской империи. В конце XVIII в. левобережье Днестра, а позднее и Бессарабия были отвоеваны у Турции и присоединены к России. В 1918 г. Бессарабия была присоединена к Румынии. А на территории левобережных районов Днестра в 1924 г. была создана Молдавская АССР (в составе Украинской ССР). В 1940 г. после включения Бессарабии в состав советского государства была образована Молдавская ССР, с 1991 г. — Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика.


Очень популярны среди молдаван народные праздники Мэрцишор (праздник весны) и праздник осеннего урожая. На Новый год и Рождество на селе колядуют: собираются многочисленные группы и обходят каждый сельский дом с пожеланиями здоровья, успеха, процветания, мира и радости в стихотворной форме, в национальных или маскарадных костюмах. В Республике Молдова популярны также православная Пасха, Праздник труда (1 Мая), День Победы (9 Мая), национальный День вина.

Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом («Богатырь Груя», «Кодряну», «Фэт-Фрумос», «Иляна-Косынзяна» и др.), историческими и лирическими песнями, пословицами, поговорками, присказками. Крупнейший памятник лирико-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные. Наиболее распространенные музыкальные инструменты — кобза, цымбал (струнный), най (духовой, наподобие флейты), чимпой (волынка), флуер (свирель), скрипка, труба. Традиционные танцы — хора, жок, молдовянска — исполняются в сопровождении оркестра на свадьбах, крестинах и других праздничных событиях.

Основные традиционные занятия молдаван: животноводство, с середины XIX в. — земледелие (пшеница, ячмень, кукуруза). Важное значение имели виноградарство и садоводство, домашние ремесла: ткацкое, гончарное, ковроделие, обработка дерева, кожи, камня. В некоторых районах Молдавии были распространены рыбный, охотничий и другие промыслы.

Для традиционного сельского жилища молдаван характерна трехкамерная планировка: прихожая (тиндэ) отделяет жилое помещение (кэмарэ) от гостиной (касамаре). В центральных и южных районах сохранились черты древнего молдавского жилища — завалинка и галерея с фасадной стороны.

Современные дома, не утратив национального колорита в архитектуре, имеют больше комнат, улучшенную планировку. Во внутреннем убранстве сохраняется традиция украшения комнат настенными коврами (скоарцэ, рэзбой, ковор), ковровыми дорожками (пэретар, лэичер, кадрел), покрывалами (чергэ, полог), полотенцами.

Национальная мужская одежда состояла из рубахи, белых штанов, темного жилета или меховой безрукавки; женская — из белой орнаментированной рубахи, шерстяной юбки, шерстяного или полотняного фартука. Мужской головной убор зимой — барашковая шапка, летом — соломенная шляпа; у женщин — полотенце образный убор, платок. Обувь и у мужчин, и у женщин — так называемая опинчь (наподобие постол, сшитая из куска кожи). В сегодняшние дни только по праздникам женщины носят традиционный костюм или его отдельные части.

В традиционной пище молдаван значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, брынза, овощи и фрукты. Мамалыгу из кукурузной муки, заменявшую хлеб, варили ежедневно. Характерные блюда — овощной суп (чорбэ), слоеный пирог с брынзой (плэчинте), голубцы, завернутые в виноградные листья (сармале), протертая фасоль с толченым чесноком (фасоле фэкэлуите) и др. В качестве сладостей готовят мармелад, пастилу, желе (пелти), виноградный муст, халву (альвица), ореховую нугу. Популярны соки, компоты, различные сорта вин.

В Енисейской губернии молдаване появились ближе к концу XIX в. Так, перепись населения 1897 г. зафиксировала 54 человека (в т. ч. всего 8 женщин), говорящих на молдавском и румынском языках.

Немалое число выходцев из Бессарабии оказались в Сибири в числе ссыльных революционеров, а также беженцев и военнопленных в годы Первой мировой войны и последующих революционных событий. Однако в целом количество молдаван на территории края до Второй мировой войны оставалось незначительным.

К концу 1980-х гг. численность молдаван на территории края достигает своего максимального значения — 5101 человек. Перепись населения 2002 г. зафиксировала уменьшение их числа на 18%, вызванное возвратной миграцией на родину. Общее количество молдаван в Красноярском крае, по данным переписи населения 2010 г., составляет 2749 человек. Молдаване проживают на всей территории края, однако предпочтение отдается крупным городам Норильску и Красноярску.

Выходцы из Молдавии оставили заметный след в истории Красноярского края. К ним относятся председатель красноярского исполкома Советов Г. С. Вейнбаум (1891–1918), комендант красноярского гарнизона С. Г. Лазо (1896–1920). В последующем их именами были названы улицы в городах Красноярске и Канске.

В красноярском мединституте (сейчас — Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого) в 1950-е гг. заведовал кафедрой С. А. Блинкин (1904–1981) — известный микробиолог-инфекционист, профессор, заслуженный деятель Молдавской ССР.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».