Выберите категорию

×

Мордва

На территории Енисейской губернии первые компактные поселения мордвы появились в XIX в.: в Минусинском и Канском уездах были образованы села Новоберезовское, Петропавловское и Михайловка.

Мордва (мордвины, мордовцы, эрзя, мокша) — народ в Российской Федерации, коренное население Республики Мордовия. Территориями преимущественного проживания являются Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская и Нижегородская области, Республики Башкортостан и Татарстан. В ближнем зарубежье есть небольшие группы в Казахстане, Украине и Узбекистане.

Мордва состоит из двух субэтносов: эрзя и мокша. В настоящее время многие ученые считают, что это отдельные народы. По данным переписи 2010 г., в качестве мордвы-мокши записались 4767 человек, мордвы-эрзя — 57 084 человека. Выделяются также небольшие этнографические группы мордвы: теньгушевская (эрзя с большим влиянием мокши) и каратайская (сильное влияние татарского компонента).

Говорят на эрзянском и мокшанском языках финно-угорской группы уральской языковой семьи. Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три. Письменность на русской графической основе. Первые памятники мордовского письма датируются XVII—XVIII вв.

К середине XVIII в. мордва в основном была обращена в православие. И хотя она считается наиболее христианизированным народом Поволжья, до сих пор сохраняются некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православием.

Предки мордвы — финно-угорские племена — населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во второй половине 1-го тыс. до н. э. Этноним «мордва» (mordens) впервые был упомянут в VI в. На протяжении длительного времени мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камские болгары, татары) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в XI—XIII вв. Окончательное формирование этноса завершилось после вхождения в состав Русского государства в конце XV в.

Автономию мордовский народ получил в годы советской власти. В январе 1930 г. была создана Мордовская АО, в декабре 1934 г. — Мордовская АССР, преобразованная в январе 1995 г. в Республику Мордовия.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник Вельозкс, посвященный покровительнице села (Вель-авва). Начало полевых работ знаменовал праздник плуга — Керетьозкс. С принятием христианства языческие праздники ушли в прошлое. Народный характер в наши дни имеет праздник отдаленного или малого села, а в некоторых местах — праздник традиционной мордовской кухни.

В мордовском фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, корильные и величальные песни на свадьбе), сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Распространены пословицы, поговорки.

В народно-песенном творчестве присутствуют исторические, лирические и эпические песни (о Литове — девушке, похищенной богом, и Тюште — культурном герое и вожде, заступнике народа), частушки, плясовые и хороводные песни. В качестве музыкальных инструментов, ставших традиционными для мордвы, бытуют тростниковая свирель (нудей), самодельная скрипка (карьзе), пила со смычком, позднее — гармонь, балалайка, баян.

Основное традиционное занятие мордвы — пашенное земледелие (рожь, ячмень, горох, просо, лен, конопля). Со второй половины XIX в. стал распространяться картофель. Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство.

Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важную роль играли прядение, ткачество, керамическое производство, деревообработка, выжигание древесного угля, смолокурение и др. В настоящее время наиболее распространены вышивка, резьба по дереву (бытовые предметы), изготовление металлических украшений.

В современной Мордовии развиты машиностроительная и химическая промышленность. В аграрном секторе высок удельный вес технических культур (конопля, сахарная свекла) и картофеля.

Мордовские поселения, деревни и села в прошлом — уличной планировки. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. В качестве основного кровельного материала на юге использовали солому, в северных районах — тес.

Жилище было либо двухраздельным: жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части соответствовала в основном среднерусскому типу: печь у двери в одном из углов, вдоль стен набивались широкие лавки. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки. Нередко строилась полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали.

Традиционная одежда мордвы очень красочна. У женщин это рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали четыре цвета: темно-красный и черный с синевой (основные), желтый и зеленый для расцвечивания узора. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Ее надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя одежда мордвы — халат из белого холста, род кафтана, шубы.

Помимо богатой вышивки женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, серебряных монет. Специфическое нагрудное украшение — застежка, закалывающая ворот панара (сюлгам). Также эрзянки носили набедренное украшение (пулагай) с яркой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия. Не менее разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твердой основе. Распространенным головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь — лапти, которые носили с белыми или черными онучами.

Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются и сегодня, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы продолжают бытовать. А вот мужская народная одежда, основными частями которой являлись белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к началу XX в.

Пища мордвы в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, лепешки, пироги с различной начинкой (овощи, ягоды, мясо), толстые блины из пшеничной, пшенной и гороховой муки, лапша из картофельного крахмала, разнообразные каши, кулага из ржаной муки. В больших количествах употребляли кислое молоко, а также творог, масло, сыр (крут). Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп; летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства (калина, черемуха, ягоды, щавель).

Мясные блюда (мокшанское жареное мясо с луком — щеням, эрзянское жареное мясо и ливер с приправами — селянка) были в основном праздничными. Мясо заготавливали впрок: солили, коптили, сушили. В качестве напитков употребляли ирьян из кислого молока с добавлением соли, пуре (из меда), мордовский квас (поза), березовый сок.

Некоторые блюда мордовской кухни имели обрядовое значение. На крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. При этом участники крестин поздравляли родителей с прибавлением в семье и желали новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог (лукш) с начинкой в 7—12 слоев.

Для невесты готовили специальные пироги с начинкой из творога с пожеланиями, чтобы у молодой всегда было достаточно молока, чтобы она родила семерых сыновей и столько же дочерей. В обряде сватовства особую роль играл так называемый хлеб здоровья. Его обязательно помещали на дно большой долбленой кадушки с крышкой (парь), куда укладывалось приданое невесты перед отправкой ее в дом жениха.

На территории Енисейской губернии первые компактные поселения мордвы появились в пореформенный период XIX в. В Минусинском уезде были образованы мордовские села Новоберезовское (1887) и Петропавловское (1889), в Канском уезде — село Михайловка (1894).

Через четверть века в них насчитывалось по 135—250 дворов с числом жителей от 750 до 1450 человек. Перепись населения 1897 г. зафиксировала в Енисейской губернии уже 3,8 тыс. человек, говорящих на мордовском наречии, из них в городах проживало всего 70 человек. Среди пришлого населения мордва на данный период времени по численности занимала пятое место, уступая только украинцам, полякам, татарам и евреям.

В период столыпинской аграрной реформы в Енисейской губернии возникло немало новых поселков, созданных переселенцами из Мордовии. Однако по-настоящему резкий взлет численности мордовского населения в Приенисейском крае произошел в начале 1920-х гг., когда в Сибирь хлынул огромный поток беженцев из охваченного голодом Поволжья. И как следствие — к концу 1926 г. в Енисейской губернии насчитывалось уже 47 мордовских населенных пунктов, в т. ч. 3 села, 13 деревень и 7 поселков. К этому времени численность мордвы составила почти 20 тыс. человек, а к концу 1930-х гг. достигла в рамках Красноярского края своего максимума — 25 тыс. человек.

Однако уже в этот период стала проявляться такая негативная тенденция, как отказ от использования родного языка в обучении детей, а затем и в быту. В Красноярском крае в 1926 г. русский язык в качестве родного признавало уже 28 % мордвы. К этому времени в мордовских деревнях органам народного образования с большим трудом удалось ввести «коренизацию» (т. е. родной язык обучения) только в двух школах. К 1941 г. в крае работало четыре таких школы, а к концу 1950-х гг. не осталось ни одной.

В послевоенный период ассимиляционные процессы заметно усилились. Поэтому, несмотря на непрекращающийся приток выпускников высшей и средней школы Мордовской АССР на сибирские стройки индустрии, мордовская диаспора Красноярского края (с Хакасией) с каждым годом сокращалась. За последние 35 лет ее численность уменьшилась более чем в два раза.

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 4295 мордовцев, 22 представителя мордвы-эрзи, и 8 представителей мордвы-мокши. Основными территориями расселения являются города Красноярск, Норильск, Минусинск, Минусинский и Ужурский районы. В регионе имеются 3 деревни компактного проживания мордовского населения.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».