Выберите категорию

×

Русские

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 2 490 730 русских.

Свадьба в Малиновке. Фото Аллы Петровой и Ирины Зверевой. Источник: www.mediaforum-enisey.ru Свадьба в Малиновке. Фото Аллы Петровой и Ирины Зверевой. Источник: www.mediaforum-enisey.ru

Русские (русские, затундренные крестьяне, индигирщики, каменщики, карымы, кержаки, колымские, колымчане, ленские и обские старожилы, мезенцы, походчане, русско-устинцы, семейские, якутяне, ямские) — народ, основное население в Российской Федерации. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 111 016 896 русских.

Говорят на русском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Имеется множество диалектов и говоров. Русский алфавит — вариант кириллицы. Верующие русские — преимущественно православные (в т. ч. старообрядцы), имеются протестанты различных деноминаций, а в последние десятилетия — приверженцы неорелигий.

Ядром историко-этнической территории русских является Волжско-Окское междуречье, где уже в VIII в. складываются районы компактных поселений и возникают наиболее древние города — Белоозеро, Ростов, Суздаль, Рязань, Муром. Эти районы вошли в состав Древнерусского государства, возникшего в IX в. в результате объединения восточнославянских племен. Децентрализация государства в XII в. привела к прекращению зависимости Северо-Восточной Руси от южнорусских князей, а установление многовекового монголо-татарского господства привело к экономическому и политическому укреплению восточных княжеств, постепенной их консолидации вокруг Москвы.

В последующий период (XV—XVIII вв.) происходило расширение этнической территории расселения русских за счет обширных миграций на север (Поморье), на восток (Урал, Поволжье, Сибирь) и на юг (Северный Кавказ, Крым и Причерноморье).

После вхождения в состав Российской империи Прибалтики (XVIII в.), Финляндии и Бессарабии (начало XIX в.), а затем Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. В процессе расширения границ империи национальная ситуация усложнялась, образовывались новые районы с этнически смешанным населением.

Поход Ермака в 1583—1585 гг. и поражение хана Кучума привели к падению Сибирского ханства и началу целенаправленного продвижения русских землепроходцев на восток. В конце XVI в. русская администрация возводила опорные пункты в Западной Сибири: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594) и др. А с начала XVII в. — в бассейне реки Енисей: Мангазея (1601), Енисейск (1618).

В среднем течении Енисея образовался новый хлебопроизводящий район, который простирался от устья Ангары до основанного в 1628 г. Красноярска. Постоянные набеги кыргызских князцов препятствовали сельскохозяйственному освоению земель русскими южнее Красноярского острога. Только после ухода енисейских кыргызов в 1702 г. из Минусинской котловины в пределы Джунгарии русские власти построили Абаканский (1707) и Саянский (1709) остроги, и земледельческое население стало переселяться из таежной полосы на более плодородные южные угодья. В целом на протяжении XVII в. в Сибири сложились обширные районы русского оседлого земледельческого населения, а в тундровой полосе образовались локальные группы промыслового населения. К 1710 г. в Приенисейском крае насчитывалось до 30 тыс. русских — больше, чем местных коренных жителей.

На Таймыре русские старожилы постепенно трансформировались в своеобразную этнографическую группу затундренных крестьян (т. е. жившие «за тундрой»), испытавших на себе сильное влияние местных аборигенных народов. В низовьях Енисея образовалась небольшая группа так называемых сельдюков (усть-енисейцы), занимавшихся преимущественно рыболовством. Своеобразие быта, языка и хозяйствования отличало ангарцев — русских старожилов в бассейне реки Ангары. Общеупотребительные термины — чалдоны, кержаки и т. п.

В других районах Сибири также сложились своеобразные группы русских старожилов: якутяне были насельниками ямщицких селений по реке Лене, камчадалы жили на Камчатке, колымчане — по реке Колыме; русско-устьинцы были потомками поморов-мореходов, обосновавшихся в поселке Русское Устье на реке Индигирке, марковцы именовались по названию одноименного села в устье реки Анадырь.

Региональная специфика была свойственна и сибирским казакам — сословной группе русского населения. Патриархальные формы в языке, быту и традициях сохраняют до сегодняшнего времени крестьяне-старообрядцы: каменщики и поляки (выходцы из бывшей Польши), обосновавшиеся на Алтае, «семейские» — в Забайкалье, «часовенные» на севере и юге Красноярского края.

Проведение Сибирского тракта и общесибирский отлив населения на юг оказали решающее влияние на перераспределение русских в Приенисейском крае. С 1760 г. основным источником пополнения русского населения региона становятся посельщики. До конца XVIII в. в Приенисейский край прибыло более 60 тыс. посельщиков, из которых выжила только треть. С начала XIX в. существенную роль в приросте населения стала играть ссылка.

За XIX столетие численность русских в регионе выросла почти в 5,5 раза (1795 — 86,4 тыс. чел., 1823 — 190,7 тыс. чел., 186 — 263 тыс. чел., 1897 — 473,2 тыс. чел.). Перепись 1897 г. определила удельный вес русского населения в Енисейской губернии в 83% от общей численности жителей (570,2 тыс. чел. Бурный рост населения (особенно в пореформенные годы) объясняется главным образом притоком крестьянских переселенцев из центральных и южных губерний страны. Эти темпы возрастают со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и с началом реализации столыпинской аграрной реформы после революции 1905 г. В итоге за два десятилетия (1897—1917) численность населения Енисейской губернии превысила 1 млн человек, то есть фактически удвоилась. На увеличение численности русского населения Красноярского края в советский период влияли высокие темпы естественного прироста и в еще большей степени миграционные процессы: крестьянская ссылка в 1930-е гг., эвакуация в годы Великой Отечественной войны, массовые депортации в послевоенное десятилетие, привлечение трудовых ресурсов извне на строительство сибирских гигантов индустрии в 1960—80-е гг. В результате с 1920 по 1989 г. количество русских в регионе утроилось.

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 2 490 730 русских. На красноярской земле родились или прославили ее своими делами: первый гражданский губернатор, литератор А. П. Степанов; меценаты и общественные деятели Н. Н. Гадалов, П. И. Кузнецов и Г. В. Юдин; ученые-этнографы Н. М. Мартьянов и Б. О. Долгих; географ Г. Н. Потанин; академики М. Ф. Решетнев, И. А. Терсков, А. С. Исаев и В. Ф. Шабанов; писатели В. П. Астафьев, A. Т. Черкасов и С. В. Сартаков; поэт И. Д. Рождественский; музыканты — скрипач B. В. Третьяков и пианист В. В. Крайнев; художники В. И. Суриков и А. Г. Поздеев; киноактриса М. А. Ладынина; артисты балета Н. М. Чеховская и В. С. Полушин; певцы П. И. Словцов, Д. А. Хворостовский и О. В. Синицына; спортсмены И. С. Ярыгин и А. В. Шумаков (вольная борьба), С. И. Ломанов (хоккей с мячом), Е. и В. Абалаковы (альпинизм).

Казаки. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Казаки. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

Основным занятием русского населения Приенисейского края являлось земледелие. Возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, в несколько меньших количествах просо, гречиху, горох. Из технических культур были распространены лен, конопля, в южных уездах — табак. Также занимались огородничеством, выращивали огурцы, морковь, лук, репу, свеклу, брюкву; со второй половины XIX в. — картофель, на юге — арбузы и дыни.

Животноводство составляло необходимую, но в целом второстепенную отрасль хозяйства. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Региональной особенностью русских сибиряков стало развитие на Крайнем Севере ездового собаководства, а на юге — мараловодства для добычи пантов, высоко ценившихся в Китае.

Охота и рыбалка носили подсобный характер. Однако там, где земледелие было развито слабо, эти отрасли у русского населения являлись одним из важнейших средств к существованию. Так, в Приангарье весной была распространена охота на сохатого (лось) на лыжах по насту, осенью уходили в тайгу за пушным зверем (белка, соболь, горностай, росомаха, хорь и др.). В местных реках и озерах водилось много рыбы, наиболее ценились осетр, стерлядь, таймень, нельма, хариус, омуль, чир и муксун.

Традиционным для русских стало собирательство. В больших количествах заготавливали кедровые орехи, грибы (преимущественно грузди и белые), черемшу («сибирское сало») и другие съедобные растения, ягоды (особенно ценились черемуха, черника, брусника).

Значительную роль в русских селениях Приенисейского края играли различные мелкие ручные производства, обработка природного сырья и изготовление из него вещей, необходимых в хозяйстве и в быту. Одни из этих занятий обеспечивали лишь нужды семьи самих производителей (т. н. домашнее производство), другие — спрос заказчика (ремесло), третьи поставляли товар на рынок (кустарные промыслы).

В сибирской деревне уважением и почетом пользовались кузнецы и гончары, скорняки и портные, пимокаты и сапожники, печники и шорники, бондари и ложкари, колесники и лодочники, углежоги и смолокуры. Многие из них имели региональную специфику. Так, весною велась массовая заготовка бересты для изготовления посуды, а также для выгонки дегтя, которым кроме всего прочего спасались от гнуса — бича подтаежной зоны.

Одежда сибирских крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Довольно рано в быт стали проникать китайские бумажные ткани и дешевые шелка. Помимо этого использовались в большей степени, чем в центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша.

Одежда сибирских старожилов имеет довольно ярко выраженные черты севернорусского костюма. Женский костюм составляли: длинная рубаха, сарафан, понева — своеобразная юбка, передник. Верхняя одежда — различные виды телогреи и душегреи. В Приангарье носили кабатку, хобатуху — холщовую туникообразную одежду с рукавами и вырезом для головы. Гостеву кабатку шили из льняной ткани, рабочую — из посконной, окрашенной в темный цвет.

Самый распространенный головной убор сибирячек — разнообразные платки (косынки, шали, шаленки), которые постепенно становятся основными. В торжественных случаях надевался старинный сложный головной убор, состоящий из кички, кокошника и повойника (своеобразного чепца). Женские украшения — перстни, кольца, серьги и др.

Мужской костюм состоял из холщовой рубахи без воротника, пояса, штанов-портов. Праздничные рубахи украшали вышивкой по подолу, рукавам и вороту, отделкой из цветной каймы. Верхняя одежда: зипуны, чекмени, балахоны (в сырую погоду), зимой — кафтаны, шубы, тулупы, дохи. Многообразны головные уборы сибиряков: картузы и фуражки, малахаи из сукна или меха, папахи, меховые шапки.

Обувь шили из кожи и меха. Обычным типом для обоих полов были так называемые чары, черки — род туфель, их носили с чулками, сшитыми из сукна. Праздничной обувью были русские сапоги. Для работы в будни носили легкие сапоги из сыромятной кожи — бродни, обутки, характерную обувь сибирских крестьян. Кроме того, изготавливали валенки (катанки), распространившиеся главным образом через новоселов. В отличие от европейских регионов, сибиряки не знали лаптей. Со второй половины XIX в. в Сибири начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, позднее — юбки с кофтой, модные калоши.

В XX в. традиционная одежда русских старожилов вышла из употребления. Более других особая приверженность старым образцам одежды наблюдалась у старообрядческого населения.

Свадьба в Малиновке. Фото Аллы Петровой и Ирины Зверевой. Источник: www.mediaforum-enisey.ru Свадьба в Малиновке. Фото Аллы Петровой и Ирины Зверевой. Источник: www.mediaforum-enisey.ru

В первоначальный период заселения Приенисейского края для военных нужд строились небольшие крепости (остроги) с деревянными башнями и стенами. Внутри располагались жилые и хозяйственные помещения, тюрьма и церковь. Постепенно остроги становились административными, торговыми и ремесленными центрами.

Основная масса населения (90—95 %) проживала в сельской местности. Первоначально возникали малодворные селения (заимки, займища, починки), на их основе — деревни. Наиболее крупные из них становились селами с обязательным строительством церкви. В начале XIX в. самым крупным селом Зауралья было Боготольское, насчитывавшее 606 дворов. С массовым наплывом переселенцев возникают поселки и хутора.

На деревенской площади стояли церковь, церковно-приходская школа, амбары-хранилища общественного зерна на случай неурожаев или стихийных бедствий, торговые лавки, здесь же проходили сельские праздники и общественные собрания.

В Сибири дома ставились, как правило, фасадом к улице, иногда в глубине двора. На усадьбе, обнесенной забором (заплот) с высокими массивными воротами, располагались дровяник, сенники, амбары, навес для телег (завозня), иногда здесь же стояла клуня для молотьбы, помещение для скота (поветь), хлев для мелкого скота (катушок), стайки для коров и открытые пригоны. Бани часто строили в огороде или у ручья, топили по-черному. Палисадники перед домами появились только в XX в.

Основным типом жилья у русских крестьян служила срубная изба на подклети, то есть с подпольем. Простейшим видом жилого дома являлась изба-четырехстенка, без сеней. Расширение площади достигалось здесь соединением двух срубов или устройством сложных срубов — изба-пятистенок, «крестовый» дом (с XIX в.). На покосах ставились временные жилища — балаганы (шалаши), охотники строили зимовье и охотничьи избушки с нарами и каменкой.

Сибирские дома покрывались преимущественно деревянной крышей из теса или дранки. Двухскатная крыша (на старинных избах и хозяйственных постройках) покоилась на «самцах» — бревнах, охлупень — на коньке крыши. Позднее использовали стропильную конструкцию кровли, для больших домов делали четырехскатные крыши. Для украшения концы охлупней скульптурно обрабатывались в виде птицы или конской головы; ставни и наличники окон также получали художественное оформление, а позднее расписывались красками в два-четыре цвета. Резьбой украшали ворота, крыльцо.

По планировке русская изба приближалась к северновеликорусскому типу (с печью в одном из углов у двери, устьем повернутой к окнам, идущим по фасаду). Между печью и стеной образуется запечье для хозяйственных надобностей.

По диагонали от печи располагался передний угол, где находилась божница. При входе в избу помещались полати — дощатый настил для спанья. Русская печь делалась из кирпича, иногда она была глинобитной. Дополнительно ставили печи-голландки, обогревающие также и горницу — парадную половину дома.

Стены и другие части оставались некрашеными бревенчатыми или дощатыми; окрашивали только лавки, полати, перегородки (кутные заборки) и пр. Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по штукатурке или дереву. Другая специфическая черта — потолки и полы обязательно из теса или досок.

Первые поселенцы освещали жилье при помощи камелька (на шестке) или жировика (плошки, сальника) — глиняной или металлической посудины с растопленным салом и тряпочным фитилем.

Современное русское жилище по сравнению с прошлым сильно изменилось. Однако этнические особенности народного зодчества сохраняются в материале, конструктивных решениях, высотности, характере декора, в некоторых чертах внутренней планировки, убранства комнат.

В земледельческой полосе Приенисейского края основное значение в рационе имели хлеб и разнообразные блюда из муки. Ржаной хлеб пекли на закваске в виде небольших круглых «кавришек»; пшеничный кислый хлеб готовили в виде калачей. Из пресного теста пекли сочни, шаньги. Праздничной едой являлись пироги с разнообразной начинкой (особо любимые — с рыбой, черемухой).

Традиционным сибирским кушаньем называют пельмени (с мясом, реже с рыбой), которые лепили всей семьей в больших количествах, замораживая впрок. Из мяса готовили общераспространенные русские блюда: студень и жарнину, варили «шти», похлебку и т. д.

В русских селениях Крайнего Севера пища была весьма своеобразна. Из оленины делали селянку. Сало оленя перетапливали, широко использовали рыбий жир. Мясо диких гусей заготовляли в ямах, где оно заквашивалось. Уха (щерба) была общеупотребительным блюдом. Кроме того, рыбу ели в жареном, соленом, копченом и мороженом виде (строганина). Отправляясь в долгий путь, обычно брали с собой вяленую или толченую рыбу (юкола, порса), из которой варили уху. Рыба заменяла мясо во время постов, так как считалась сибиряками полупостной.

Из молочных продуктов использовали молоко, творог, в качестве приправы масло, сметану. Молоко употребляли в свежем и мороженом виде (как везде на севере). Творог сушили в русских печах, предварительно смешав со сметаной. Ели его в мороженом виде, придав форму чашки. Общераспространенными, как везде у русских, являлись блюда из круп, каши ели каждодневно. Из овощей наиболее популярны были капуста, репа и картофель. Огурцы и арбузы в тех местах, где они вызревали, солили впрок. Лук и чеснок заготавливали в соленом виде. Повсеместно употребляли грибы и различные ягоды.

Специфическим для Сибири является обычай жевания лиственничной серы (серка) и употребление кедровых орешков. Кедровые орешки, особенно в гостях и на вечерках, грызли помногу, молча. Это действо называли шутливо «сибирский разговор». Особо ценилось кедровое масло, масло выжимали также из семян конопли и льна.

Кисель, так же как блины, готовили часто в дни семейных событий — на свадьбу, к поминкам и пр. Варили преимущественно молочные, ягодные и гороховый кисели. Из других традиционных напитков бытовали хлебный квас, пиво, медовуха. На праздничный стол подавали водку, разнообразные настойки и наливки.

В XIX в. в обиход русских вошел чай. Наиболее употребительным был кирпичный чай, который пили с сахаром (чаще вприкуску), медом, кондитерскими изделиями, сушками, вареньем и т. д. На Крайнем Севере отмечено употребление чая с пряностями: гвоздикой, анисом и пр. Сибирской спецификой являлось также применение к чаю особых приправ — хурчи и затурана. Затуран изготавливали из муки и сала; хурчу — из высушенных и толченых зерен пшеницы или ярицы. На Крайнем Севере употребляли оригинальный дорожный напиток (пережар), приготовленный из пережаренной в рыбьем жире муки, залитой чаем.

Свадьба в Малиновке. Фото Аллы Петровой и Ирины Зверевой. Источник: www.mediaforum-enisey.ru Свадьба в Малиновке. Фото Аллы Петровой и Ирины Зверевой. Источник: www.mediaforum-enisey.ru

Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась у русских главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов назывался Святками. Молодые люди веселой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение съестными припасами.

Первым праздником весеннего цикла была Масленица — неделя перед длинным постом, предшествовавшим Пасхе. Масленичное празднество носило в целом разгульный характер — с обязательными блинами, катанием на санях, играми, взятием снежных городков и др. После Масленицы общественная жизнь замирала и оживлялась с Пасхой. Пасхальную неделю молодежь проводила на улице. Наиболее характерными были массовые игры с ярко выраженным спортивным элементом (городки, лапта). Широко бытовали качели.

Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету. На Троицу гуляли в лугах и лесах. Украшали церкви и дома молодой растительностью, березками. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины. Мужчины и юноши состязались в силовых соревнованиях, в т. ч. кулачных боях.

Летняя купальская обрядность была менее выразительна. Она заключалась в молодежных гуляниях с зажиганием костров, играх с обливанием водой. На Купалу собирали целебные травы. Летние праздники и молодежные гуляния заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю). В предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета — встречала солнце. Принято было собирать все, что не прибрано, озорничать. Многие шумели, пели, били в печные заслонки и т. п.

До революции в Енисейской губернии широко отмечали два сугубо сибирских праздника — День Сибири (26 октября — день вступления Ермака в город Искер) и день Святого Иннокентия Иркутского (26 ноября).

Основу русского обрядового фольклора составляли песни. Среди свадебных песен выделялись величальные, шуточно-корильные, метафорически-описательные и др. Календарные песни были тесно связаны с обрядами. К обрядовому фольклору примыкали заговоры, применявшиеся по самым различным поводам.

К архаическим жанрам фольклора относился героический эпос, который у русских сохранялся в живом бытовании до XX в. Специфически русской формой историко-эпического жанра были былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Василии Буслаеве и др.

Широкое развитие со второй половины XVI в. получили исторические песни, описывавшие конкретные события XVI—XIX вв. (в частности, поход Ермака в Сибирь). Наиболее самобытные русские сюжеты встречаются главным образом в бытовых, сатирических и анекдотических сказках. Повсеместно бытовали произведения несказочной фольклорной прозы — легенды и предания, в которых память о реальных событиях переплеталась со сказочными сюжетами.

Рассказы о дохристианских верованиях содержали мифологические былички — рассказы о домовых, леших, водяных и пр. Различные стороны народной жизни освещались в пословицах, поговорках, загадках — эти жанры сохраняются до наших дней.

В XIX в. был распространен народный театр. Из драматических представлений наиболее известными были «Царь Максимильян» и «Лодка»; наиболее любимым — кукольный «Петрушка». Массовым фольклорным жанром, охватывавшим все стороны жизни русского народа, была лирическая необрядовая песня. Различаются песни любовные, женские, колыбельные, молодецкие, ямщицкие, бурлацкие, солдатские, шуточные, игровые и т. д. С развитием литературы и распространением в народе грамотности в репертуаре появляются песни на слова русских поэтов. Близко к песне примыкают частушки. Значительным достижением народной музыкальной культуры русских является хоровое многоголосие.

Древними русскими музыкальными инструментами считаются кувиклы — разновидность флейты, различные гудки и рожки (духовые), гусли (щипковые), скрипицы (смычковые), трещотки и бубны (ударные); была распространена игра на деревянных ложках. Им на смену приходят балалайка и с середины XIX в. — гармонь. К концу этого же столетия в городе среди молодежи получила признание гитара как инструмент, сопровождающий исполнение романсов.

Старинной традиционной формой русского танцевального искусства были хороводы. Они послужили основой для разработки многообразного русского бытового танца.

Сегодня русские культурные традиции в Красноярском крае сохраняются и возрождаются через школы, музеи, библиотеки, театры, профессиональные и самодеятельные искусства, различные общественные институты.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».