Выберите категорию

×

Шорцы

В Приенисейском крае шорцы жили главным образом в юго-западных районах Хакасии, сопредельных с территорией Горной Шории Кемеровской области.

Шорцы (шорлар, шор-кижи — «шорские люди») — народ на юге Сибири Российской Федерации. Живут преимущественно в бассейне среднего течения реки Томи в Кемеровской области, а также в Республике Хакасия и в Республике Алтай. Устаревшие названия: кузнецкие татары, кондомские и мрасские татары, абинцы.

По данным переписи населения 2010 г., на территории Красноярского края проживает 161 представитель шорцев. Небольшие группы шорцев расселены в Курагинском и Богучанском районах, в Красноярске и Шарыпове.

Выделяются две этнографические группы: северная, или лесостепная (абинская), и южная, или горно-таежная (шорская). Говорят на шорском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Диалекты: мрасский и кондомский — по названию рек в верховьях и низовьях реки Томи. Письменность создана в 1880-х гг. на основе русского алфавита, печаталась церковная литература. Однако первый букварь и учебная литература стали издаваться только с конца 1920-х гг., а массовое школьное обучение на родном языке шло в 193040-х гг. Обучение родному языку возобновилось с 1990-х гг. Этноним «шорцы» предложен в 1861 г. и был признан всеми современными шорцами в советское время. В 1925—1939 гг. существовал Горно-Шорский национальный район.

В Приенисейском крае шорцы жили главным образом в юго-западных районах Хакасии, сопредельных с территорией Горной Шории Кемеровской области.

У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство; у лесостепных (северных) — кочевое скотоводство. До прихода русских практиковалось мотыжное земледелие (ячмень, пшеница, конопля). Под влиянием русских получили развитие пашенное земледелие, новые орудия труда и технологии (сеяли преимущественно пшеницу).

До XIX в. были развиты выплавка и ковка железа, имевшие товарное значение. Отсюда термины «кузнецкие люди», «Кузнецкая земля». Когда изделия шорских кузнецов не выдержали конкуренции с привозными русскими железными товарами, основным занятием населения стала охота. Ясак русскому царю выплачивался пушниной.

Среди других важных промыслов — сбор кедровых орехов (имел товарное значение), бортничество, ткачество, обработка дерева, рога и кожи. Были развиты художественная резьба и выжигание по кости, вышивка, изготовление утвари из бересты.

Традиционное жилище шорцев — низкая четырехугольная срубная юрта с берестяной крышей и глинобитным очагом. Временным жилищем (на охоте, рыбалке, сборе орехов) служил каркасный шалаш в форме усеченной пирамиды из бревен и жердей, крытый корой и досками. С конца XIX в. распространяются срубные избы, как у русских.

Мужская и женская традиционная одежда шорцев состояла из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов, которые запахивались направо и подпоясывались кушаком. Зажиточные носили овчинные шубы, крытые материей. Женщины покрывали голову платком, мужчины носили картузы из ткани, кожи или бересты, холщовые колпаки, зимой — меховые шапки. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами.

Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикоросы (дикий лук, борщевик, черемша, сарана), кедровые орехи, ягоды. С развитием земледелия получили распространение мука и крупа из ячменя. Из обжаренного молотого ячменя готовили муку (талкан), которую ели с чаем, молоком, медом, маслом, сметаной. Из нее же варили кашу, добавляли в супы и уху. Степные шорцы употребляли кислое молоко, пресный сыр, творог и масло. Из ячменной муки делали брагу и водку, пили чай.

У шорцев развит богатый фольклор: сказки, охотничьи рассказы и предания, песни, поговорки, пословицы. У телеутов северные шорцы заимствовали героические поэмы, исполняемые под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента — комыса.

Духовная жизнь шорцев была неразрывно связана с шаманизмом, промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Духам-хозяевам приносили в жертву лошадей. Определенные обряды связаны с охотой на медведя. Шаманы использовали бубен и колотушку, они наследовали свой дар и духов-покровителей в рамках рода.

Со второй половины XIX в. среди шорцев проводилась христианизация. К настоящему времени основная масса верующих — православные. В то же время частично сохраняются языческие погребально-поминальные обряды и камлания. С середины 1980-х гг. возобновилось проведение традиционных праздников: прародителя Ольгудека, весенне-летний Пайрам. Они сопровождаются исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями.

С начала 1990-х гг. развернулось движение за возрождение национальной культуры традиций, изучение родного языка. Была создана Ассоциация шорского народа. В 1993 г. шорцы были отнесены к категории малочисленных народов Севера. По данным переписи населения 2010 г., в России проживает 12 888 шорцев.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».