Выберите категорию

×

Таджики

Перепись 1897 г. зафиксировала в Енисейской губернии всего 39 лиц, владевших таджикским языком.

Таджики (тоджик) — народ в Средней Азии, основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, небольшие диаспоры имеются в Казахстане, Киргизии и Иране. Перепись 2010 г. зафиксировала в России 200 303 таджика.

Говорят на таджикском языке западно-иранской группы индоевропейской языковой семьи. В некоторых припамирских районах встречаются диалекты восточно-иранской языковой группы. Письменность на основе арабской и русской графики. Верующие таджики — в основном мусульмане-сунниты, имеется немного шиитов, у припамирских таджиков — исмаилиты.

Сложению таджикского народа предшествовали длительные процессы. На рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена, которые смешались с местными жителями. У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились восточно-иранские языки. С образованием в VI в. Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания в VIII в. на этой территории выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых и в дальнейшем сохраняло некоторые свои культурные и бытовые особенности.

С образованием самостоятельного государства Саманидов в IX—X вв. завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего фарси-дари-таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская наука и культура, складывается богатая литература. Письменно зафиксированное время появления этнонима «таджики» — XI в., однако фактически оно относится к более ранней эпохе.

С конца X в. политическое преобладание в Средней Азии перешло к тюркоязычным народам. В результате чего начинается многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени — в горах и в больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и стал государственным языком многих тюркских правителей.

Во второй половине XIX в. Таджикистан оказался расколотым на две части. Северные районы вошли в 1868 г. в состав России, а население южных районов еще долгое время оставалось под властью Бухарского эмирата. В 1924 г. была образована Таджикская АССР, преобразованная в 1929 г. в Таджикскую ССР. В 1991 г. Республика Таджикистан обретает статус суверенного государства.

В сегодняшнем Таджикистане повсеместно отмечают религиозные праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам, национальные праздники весны — Навруз (21 марта), тюльпанов — Сайри Лола, государственные — День примирения Вахдат (24 июня) и День независимости Республики (9 сентября).

Сибирь долгое время была малопривлекательной для таджиков, пугая их своим суровым климатом. Перепись 1897 г. зафиксировала в Енисейской губернии всего 39 лиц, владевших таджикским языком. Спустя четыре десятилетия их число не превышало в Красноярском крае 30 человек. Только к 1970 г. количество таджиков достигает в регионе двух с половиной сотен, после чего в каждом следующем десятилетии их численность возрастает в геометрической прогрессии за счет переселенцев из трудоизбыточного Таджикистана.

Внутриполитический и экономический кризисы, постигшие Таджикистан в 1990-е гг., привели к резкому наплыву трудовых мигрантов в Россию. Именно трудовая миграция предопределила современные особенности развития таджикского сообщества Красноярского края. По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 6304 таджика. Сегодня таджики наиболее активно осваивают строительную отрасль и торговлю в крупных городах, и почти 70% из них проживает в Красноярске.

Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных и высокогорных районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые, огородные, садовые и бахчевые культуры, а также хлопчатник. Скотоводство в сельском хозяйстве играло вспомогательную роль. Для горных таджиков, напротив, скотоводство имело превалирующее значение. Летом животных перегоняли на горные луга, и часть жителей переселялась туда для пастьбы, зимой спускаясь в кишлаки.

У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремесла: изготовление хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных и суконных тканей (причем ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное дело, резьба по дереву и ганчу, декор и др. У горных таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

Селения таджиков представляли собой компактные кишлаки с тесной застройкой, лабиринтом кривых улиц и тупиков, глухими стенами домов и заборов — дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах — сложенные из камней), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины; в женскую — внутреннюю — часть дома посторонние не допускались.

Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, паласами и коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стеганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшаются вышивкой (сюзане) и коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

Традиционная одежда у таджиков отличалась в зависимости от района проживания, но имела и общие черты. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные, с заостренным носом, галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.

Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор — платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения — ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.

В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.

В основе питания таджиков — хлеб в виде лепешек, который выпекают в особых глиняных печах (танурах), различные каши, а также разнообразные молочные продукты: топленое масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир). Повсеместно распространены лапша, манты, блюда из риса; широко используются растительное масло (в т. ч. хлопковое), овощи и фрукты. Мясо едят баранье и говяжье, часто тушенное с лапшой или реже с картофелем.

Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Национальные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, взбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда). Чай предпочитают зеленый, в холодное время года пьют черный чай.

Фольклор таджиков, имеющий тысячелетние традиции, богат и разнообразен: героический эпос, трудовые песни (майда), колыбельные, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд). Популярны в народе четверостишия (рубаи), сказки — волшебные и сатирические, распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы).

Широко развита у таджиков музыкальная культура. Ее представители — созанда (певицы и танцовщицы), мавригихоны (певцы), макомисты (одновременно певцы и музыканты). Вершина исполнительского искусства — «Шашмаком», состоящий из различных макомов, в основу которых положены газели знаменитых таджико-персидских поэтов средневековья. В современном музицировании популярен жанр лапара — дуэт-диалог юноши и девушки.

Музыкальные инструменты разнообразны: струнные — дутар, рубаб, танбур и др.; смычковые — гиджак; духовые — най, карнай, сурнай; цимбальные — чанг; ударные — таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). В современном народном музицировании бытуют аккордеон, мандолина, тар.

Красочны народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленными народными зрелищами таджиков издревле являются искусство наездников, дрессировка животных и птиц, национальная борьба гуштингири, выступления канатоходцев и фокусников, комедиантов и кукольников.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».