Выберите категорию

×

Татары

Только в Пировском районе Красноярского края насчитывается 20 татарских деревень.

Татарки Енисейской (слева) и Томской губерний. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007) Татарки Енисейской (слева) и Томской губерний. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Татары — тюркоязычный народ, основное население Республики Татарстан (2 млн чел.). Общая чис­ленность в мире — около 7 млн человек, из них на территории Российской Федерации, по данным переписи населения 2010 г., проживает 5,3 млн человек. Наиболее крупные татарские диаспоры имеются в Узбекистане, Казахста­не, Украине и Киргизии. Российскими территори­ями преимущественного про­живания являются Республика Башкортостан, Тюменская, Челябинская, Ульяновская, Свердловская области, город Москва и Оренбургская область.

Язык — татарский; делит­ся на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточ­ный (сибирско-татарский). Современный литературный язык сформировался во вто­рой половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X в. использовалась арабская графика. В 1927 г. ее заменили на латиницу (яналиф), а с 1939 г. перешли на русскую графику. В середине 1990-х гг. в Татарии ста­вился вопрос о возвращении письменности на латинский шрифт.

Верующие татары — му­сульмане-сунниты. Этническая группа кряшен (в т. ч. нагайбаки) исповедует православие.

Процесс складывания татарского этноса был сложным и длительным. По мнению ученых, на его формирование оказали влияние гунны, создавшие огромное государство от По­волжья до Кавказа. Позднее им на смену пришли хазары и болгарские племена, одно из которых переселилось в Поволжье и образовало в начале X в. государство Волжскую Булгарию на месте современной Республики Татарстан. В XIII в. Булгария была поглощена Золотой Ор­дой, которая, в свою очередь, распалась в XIV—XV вв. на ряд ханств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибир­ское. Именно эти территории и дали название этническим группам татар, консолиди­ровавшимся впоследствии в единую нацию.

Термин «татары» рас­пространен в литературе очень широко. Впервые этот этноним появился среди мон­гольских и тюркских племен в VI—IX вв., и к концу XIX в. он окончательно закрепился как общее название татар.

Татарскую нацию можно условно разделить на три основные территориальные группы: поволжско-уральские, астраханские и сибир­ские татары. Каждая из этих групп имеет свое внутреннее субэтническое деление. Отличительные особенности татарских этнических групп связаны с влиянием сопре­дельных тюркских народов. Например, у тептярей чувствуется башкирский компонент, у астраханских татар — вли­яние ногайских племен, у сибирских татар — местных тюркских народов.

В 1920 г. была образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 г. была преобразована в Республику Татарстан.

Проживающие в Красно­ярском крае татары пред­ставлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количест­во кряшен и тептярей. В Сибири рост татарско­го населения происходил преимущественно за счет переселения поволжско-уральских татар. Первые татарские селения Шулдат и Серебряково возникли в Енисейской губернии в се­редине XIX в. Со временем они стали большими селами в 250—300 дворов. После отмены крепостного права до конца XIX в. за Уральский хребет переселилось свыше 40 тыс. татар, которые по численности практически сравнялись с местными сибир­скими татарами. В Енисейской губернии в 1897 г. насчитывалось 6 тыс. человек, что составило 1,1% от общего числа населения.

Со строительством Транс­сибирской железной дороги и проведением столыпинской аграрной реформы резко усиливается поток мигран­тов в Сибирь из различных губерний России, в том числе из Казанской и Уфимской. Именно в этот период поя­вилось большинство татар­ских деревень в Енисейской губернии. Например, с 1907 по 1910 г. было образовано 5 мононациональных татарских селений, в 1911—1912 гг. — еще 47.

Революционные события 1917 г. и Гражданская война стали переломными собы­тиями в жизни татарского населения Сибири. Сразу после изгнания колчаковских войск в Енисейской губернии были созданы специальные татарские секции в струк­туре партийных и советских органов, а также в системе на­родного образования. Если до революции на всю губернию работала 1 светская школа для татарских детей, то к 1924 г. на ее территории функ­ционировало 12 татарских школ, 9 пунктов ликвидации неграмотности, 4 сельских избы-читаль­ни, 4 красных уголка и 4 секции при городс­ких клубах. К началу 1941 г. в Красноярском крае работало уже 39 начальных и 3 непол­ных средних татарских школы с охватом почти двух тысяч учащихся. А осенью 1941 г. в Ени­сейске было создано татарское педагогическое училище.

После голода начала 1920-х гг., пора­зившего Поволжье, в Сибирь хлынул поток беженцев и пе­реселенцев, в т. ч. татарской национальности. Красноярцы приютили у себя десятки тысяч «голодобеженцев», мно­гие из которых остались здесь на постоянное жительство. К концу 1926 г. на территории края имелась 71 татарская деревня и проживало уже 23 тыс. татар, что составля­ло 1,7% населения региона. Своего максимального значения численность татар достигла к концу 1980-х гг. — 54 тыс. человек.

На 2002 г. по Красноярскому краю число татар составляло 44,4 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в крае проживают 34 828 татар, расселены в основном в Красноярске, Лесосибирске, Норильске, в Казачинском и Пировском районах. В крае насчитывается 35 татарских деревень, в том числе в 20 — в Пировском районе.

Сюжет «Мечеть в Долгове — одна из старейших в крае» из программы «Вести. Красноярск», 2013 г. Авторы: Евгения Безбородова, Григорий  Зимин. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Традиционные занятия татар — пашенное земледе­лие и скотоводство. Выращи­вались пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, лен и конопля. Разводился крупный и мел­кий рогатый скот, татарами-кряшенами — свиньи. В степной зоне стада были значительными, а у оренбург­ских и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следст­вие кочевого прошлого.

Разводилась и разводится также домашняя птица — куры, гуси, утки, в последнее время — индейки. Огород­ничество играло второсте­пенную роль. Пчеловодство было традиционным для поволжско-уральских татар.

Наряду с сельским хо­зяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, кожевен­ное, плотницкое, столярное и т. п. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, ювелирное дело (грави­ровка, чеканка, штамповка). Исконными для татар были также торговля и торгово-предпринимательская деятельность.

Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. Усадьбы разде­лялись на две части: перед­нюю (чистый двор), где находились жилище, хранили­ща, скотные помещения, и заднюю, где размещался огород. Преобладала срубная техника строительства. В степных зонах возводились жилые постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Пре­обладал двухкамерный тип: изба — сени. Кровля двускат­ная, местами четырехскатной формы. Покрывали ее тесом, дранкой, соломой, лубом, глиной или камышом в зависи­мости от территории. Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с пре­обладанием белых, голубых и зеленых тонов.

Традиционные особеннос­ти интерьера — свободное расположение печи у входа и наличие в помещении низких многофункциональных нар: на них ели, отдыхали, работали. Площадь избы разделялась перегородкой или занавесью на женскую (кухонная) и мужскую (госте­вая) половины. Спальные мес­та огораживались занавесью. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на пол войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. д.

Мужская и женская нательная одежда — рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (штаны с широким шагом). Женская рубаха укра­шалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением.

Поверх рубахи надевался безрукавный камзол. Женские камзолы шились из цветного, чаще однотонного бархата и украшались по бортам и низу тесьмой или мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Повседневный головной убор мужчин — круглая тюбе­тейка (тубэтэ). Праздничная тюбетейка шилась из бархата и имела богатую вышивку. Женская шапочка (калфак) вышивалась жемчугом, мелкой серебряной или позолочен­ной монетой, золотошвейной гладью. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, на прямой пробор. Среди женских украшений популярны крупные серьги, подвески к ко­сам, воротниковые застежки, эффектные широкие брасле­ты. Широко распространены были нагрудные украшения из серебряных монет, передавае­мые по наследству.

Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничная обувь была орнаментирована в сти­ле многоцветной кожаной мозаики.

В настоящее время нацио­нальный костюм или его от­дельные элементы татары используют мало, преимущественно люди старшего поколения.

Основу пита­ния татар — земледельцев и скотоводов — составляли зерновые культуры, мясные и молочные продукты. В про­шлом мука употреблялась главным образом ржаная, затем — пшеничная. Из круп отдавалось предпочтение пшену, гречке, ячменю и рису. С конца XIX в. в обиход татар входит картофель, который со временем становится одним из основных повседневных продуктов. Из овощей татары употребляли морковь, репу, лук, свеклу, тыкву.

С глубокой древности татары всех групп употреб­ляли в пищу мясо крупного рогатого скота, овец, домаш­ней птицы, дичи, а также ко­нину. Любимым мясом всегда считалась баранина, лаком­ством — вяленая гусятина и утятина, домашние жирные колбасы (казылыки). В боль­ших количествах применялся жир (бараний, говяжий, гуси­ный), реже конопляное или подсолнечное масло.

Традиционно богата у та­тар молочная кухня. Главным образом использовались коровье молоко, сливоч­ное масло (акмай), творог (эремчек) и его разновиднос­ти — отжатый катык (сезме), своеобразный сыр — корт, кисломолочные продукты катык и айран.

В лесных зонах, в том числе в Енисейской губернии, татары собирали всевозмож­ные ягоды (земляни­ка, черемуха, рябина), плоды. Из них делали сухую пастилу (как), а при наличии сахара — ва­ренье. Особое предпочтение отдавалось калине (балан). Из нее готовили начинку для пирогов (балан бэлеше), ее заготовляли впрок в заморо­женном виде. В сладкие блюда добавлялся мед, который был любимым традиционным продуктом питания татар.

В число запретных пищевых продуктов у татар попали: мясо свиньи и хищных животных (согласно нормам шариата), земноводные (змеи, лягушки, раки), налимы (похож на змею), лебеди и голуби (священные животные), грибы.

В основном пища у татар готовилась в котлах и духовых печах, что обусловило тради­ционность и разновидность пищевых блюд. Своеобразие татарского стола до сих пор определяют супы или бульоны с мучной заправкой — за­варуха, затируха (боламык), а также с лапшой и ее разноовидностями.

Очень богат татарский стол печеными изделиями. Это лепешки из кислого теста, оладьи, пшенные блины, не­большие булочки. Наиболее распространено среди татар такое древнее изделие из теста, как баурсак — кусочки теста, обжаренные в обильном жире или масле. Мелкие баурсаки, скрепленные патокой из меда с сахаром, называют чекчек. Это любимейшее лакомство татарского народа, обязательное угощение на свадьбах и праздниках.

При всем многообразии татарского стола предпоч­тение всегда отдавалось мясу и блюдам из него. Мясо татары употребляли в основ­ном в отварном виде, как это делают все тюркские народы. Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак. По праздникам для гостей готовилась курица, фаршированная взбитыми с молоком и маслом яйцами. Праздничным блюдом счита­лись пельмени (ит пильмэне), а также плов, который гото­вился как по традиционному бухарскомурецепту, так и по-татарски. С мясом делались различ­ые пироги: перемячи, ечпочмаки, бэлеш, гебэдия, сумса.

Выбор напитков у татар был сравнительно неболь­шим. Издревле они пили айран, получаемый путем разбавления холодной водой катыка. Такими же древними напитками, вышедшими из употребления, были подсла­щенная медом вода (шир-бэт) и слабо хмельной напиток из просяной муки — буза. В районах, примыкавших к местам проживания башкир и казахов, татарское населе­ние пило кумыс.

Самым популярным напитком татар начиная с XIX в. и по насто­ящее время является чай (чэй). Предпочтение отда­валось насыщенным сортам индийского или цейлонского байхового чая. К чаю обяза­тельно подавали молоко или топленые сливки, а также мед, сахар, масло или густую сме­тану, урюк, кишмиш и другие сухофрукты. По потреблению чая татары наряду с башки­рами далеко опережают все остальные народы России.

На семейно-бытовые отношения татар повлияли национальные традиции и мусульманские религиозные установки. Со временем они так переплелись, что отделить одно от другого стало практи­чески невозможно. Вступление в брак счита­лось священной обязаннос­тью татарина-мусульманина. Спутницу жизни брали, как правило, из другой деревни. Браки с другими народами в царской России были редки из-за запретов со стороны администрации. В советское время, напротив, межнаци­ональные браки всячески поощрялись.

Несмотря на предпи­сания ислама и в отличие от других народов, ранние браки были нехарактерны для татар. Девушки выходили замуж в 19—22 года, юно­ши женились в 25 лет. Не поощрялось и многоженство. До рево­люции две жены в татарских деревнях были редким исклю­чением.

Ученые в качестве характерных черт татарских семей называют устойчивость браков и низкий уровень раз­водов, уважение родителей, особое почитание дедушек и бабушек, тесные связи с родственниками и взаимо­помощь.

Татары, будучи мусуль­манами по вероисповеданию и традиции, отмечают рели­гиозные праздники поста (Ураза-Байрам) и жертвоприно­шения (Курбан-Байрам). Всенародным нерелиги­озным праздником является Сабантуй (Сабан туе — празд­ник плуга). Он проводится в июне после завершения посевной. Праздник включает в себя различные спортивные соревнования, главными из которых являются конные скачки и национальная борьба на кушаках (куреш), а также различные шуточные состяза­ния, выступления музыкантов, танцоров и певцов. В дерев­нях в складчину приобрета­лись призы для победителей и готовился общий дастархан.

В Красноярском крае первые сведения о проведении Сабантуя относятся к дореволюционным годам. В 1920-е гг. его начинают праздновать и горожане. В частности, в Красноярске вся спортивная часть Сабан­туя проходила на городском ипподроме. В настоящее время Са­бантуй проводится в местах компактного проживания татар. С 2004 г. этот праздник отмечается в 16 городах и селах Красноярского края. Наиболее крупными и массо­выми празднования Сабантуя стали в Красноярске на острове Татышеве, в Лесосибирске, в поселке Восточном Минусинского района, в селах и деревнях Пировского района.

В устном народном твор­честве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, послови­цы и поговорки. Татарская музыка близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.

Профессиональная куль­тура тесно связана с народ­ным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Единый краевой портал «Красноярский край».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  3. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».