Выберите категорию

×

Тувинцы

В Центре тувинской культуры села Верхнеусинского обучают тувинскому языку и планируют открыть секцию по национальной борьбе.

Сойоты (тувинцы) у палатки А. Тугаринова на Рыбном озере. Урянхайский край. 1915 г. Автор: А. Я. Тугаринов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Сойоты (тувинцы) у палатки А. Тугаринова на Рыбном озере. Урянхайский край. 1915 г. Автор: А. Я. Тугаринов. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Тувинцы (тыва, тыва-кижи) — народ в Южной Сибири Российской Федерации, основное население Республики Тыва. Живут также в Монголии и Китае. Устаревшие названия — сойоты, урянхайцы, танну-тувинцы. По данным переписи населения 2010 г., в России проживает 263 934 тувинца.

Выделяют группу тувинцев-тоджинцев (1858 чел., по данным переписи 2010 г.), населяющих горно-таежную территорию на востоке Тувы. Западные тувинцы называют их «тожу кижилар» (тоджинские люди). Благодаря своеобразию культуры, языка, ведения хозяйства (оленеводство), отличавшим тоджинцев, они были отнесены к категории коренных малочисленных народов России.

В Красноярском крае численность тувинцев в последние четыре десятилетия сохранялась на уровне 1,5 тыс. человек. Исключение составили 1980-е гг., к концу которых в регионе проживали 2,6 тыс. тувинцев. На 2010 г. в крае насчитывалось 2939 тувинцев. Большинство из них проживают в Красноярске и в сопредельном с Тувой Ермаковском районе. В поселке Верхнеусинском работает средняя школа с тувинским этнокомпонентом.

Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Существует четыре диалекта: центральный, западный, юго-восточный и северо-восточный (тоджинский). В древности была известна руническая древнетюркская письменность. До 1930 г. в Туве использовали старомонгольскую и тибетскую письменности, с 1930 г. вводится тувинская национальная письменность на основе латинской графики. В 1940 г. был разработан алфавит с использованием кириллицы, приспособленный к особенностям тувинского языка.

Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы в середине 1-го тыс. н. э. и смешавшиеся здесь с кето- и самодийскоязычными племенами. С VI в. племена Тувы входили в Тюркский каганат, а с середины VIII в. — в Уйгурский каганат. Часть уйгурских племен, постепенно смешавшись с местным населением, оказали решающее влияние на формирование его языка.

Пришедшие в IX в. из Минусинской котловины енисейские кыргызы подчинили уйгуров. В XVI—XVII вв. Тува входила в состав монгольского государства алтын-ханов, затем вплоть до начала XX в. находилась под властью маньчжурской династии Китая. Именно в этот период завершилось сложение тувинского этноса, а этноним «туба» (тыва), от названия одного из тюркских племен, становится общим самоназванием всех тувинцев.

В 1914 г. Тува (Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 г. провозглашается Народная Республика Танну-Тува, с 1926 г. —Тувинская Народная Республика. В 1944 г. ТНР была включена в состав РСФСР на правах автономной области, в 1961 г. преобразована в Тувинскую АССР. В 1991 г. провозглашается Республика Тува, с 1993 г. — Республика Тыва.

Сойоты (тувинцы) бьют шерсть. Урянхайский край, 1916 (?) г. Автор: В. П. Ермолаев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Сойоты (тувинцы) бьют шерсть. Урянхайский край, 1916 (?) г. Автор: В. П. Ермолаев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Основная часть тувинцев вплоть до середины XX в. занималась кочевым скотоводством (лошади, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным с самотечным способом орошения. Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом.

Для тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян, главными занятиями были охота и оленеводство. Охота на диких копытных (марал, косуля, лось, олень) должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно товарный характер (соболь, белка).

Повсеместно было развито собирательство (луковицы сараны, кедровые орехи). Были развиты ремесла (кузнечное, столярное, шорное, выделка бересты). К началу XX в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Основным жилищем для тувинцев служила круглая юрта: разборная, с решетчатым остовом, крытая войлоком. Обязательная деталь интерьера — парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Пол покрывали узорные стеганые войлочные коврики.

Тувинцы-оленеводы (тоджинцы) жили в чумах, которые имели остов из наклонно поставленных шестов. Чум крыли берестой (летом) или лосиными шкурами (зимой). В период перехода к оседлости у тоджинцев получили распространение типовые дома многоугольной каркасной постройки.

В рационе тувинцев основное место принадлежало молочнокислым и мясным продуктам. Мясо большей частью употребляли в вареном виде, предпочитая баранину и конину. Приготовляли также мясные и кровяные колбасы. Одно из любимых блюд — согажа (поджаренная на углях нежная часть печени). Из кобыльего молока делали кумыс, из коровьего — различные кисломолочные продукты, заготовляли впрок масло и сухой сыр (курут), а также молочную водку (арака). Зимой варили мясную похлебку, добавляя в отвар просо или сушеные клубни сараны.

Вместо хлеба использовали поджаренное просо и далган — муку, изготовленную из поджаренных зерен ячменя или пшеницы. Из муки готовили лепешки, лапшу, пельмени. Важную роль в питании играл чай, который пили подсоленным и с молоком. Широко было распространено курение табака в трубках.

Гостю всегда предлагалась курительная трубка как символ гостеприимства.

Сойоты (тувинцы) толкут в ступе зерно. Урянхайский край. 1918 (?) г. Автор: В. П. Ермолаев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Сойоты (тувинцы) толкут в ступе зерно. Урянхайский край. 1918 (?) г. Автор: В. П. Ермолаев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Вся традиционная одежда тувинцев (мужчин и женщин) была ориентирована на верховую езду. Летом это длиннополый халат монгольского типа с правым запахом и длинными рукавами, шитый из одноцветной (чаще синей или вишневой) ткани. Зимой носили овчинные длиннополые шубы с застежкой на правом боку и стоячим воротником. Праздничные шубы крылись сверху цветной, нередко шелковой, тканью.

Традиционный головной убор мужчин и женщин — овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили также шапки из овчины, шкуры рыси или ягненка, имевшие высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку, от нее вниз опускалось несколько красных лент. Характерны женские свадебные головные уборы — тумалай (накидка).

На ноги надевали кожаные сапоги с характерным загнутым и заостренным носком и многослойной войлочно-кожаной подошвой. Праздничная обувь украшалась цветными аппликациями. Тувинцы-оленеводы зимой использовали камусовые унты мехом наружу.

Обязательные дополнения к костюму тувинца — подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах; у женщин — для ношения подвесных бляшек, игольниц и ключей.

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3—5 ниток бус и черные пучки нитей. Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины до XX в. — в одну (по китайскому типу).

У тувинцев существовало несколько видов традиционных праздников: новогодний (Шагаа); общинные праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом; семейно-бытовые — свадебный цикл и рождение ребенка; религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места и др. В сегодняшние дни самым красочным и популярным является праздник Наадым, который проводится в середине августа.

Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний — национальной борьбы (хуреш) с обязательным «танцем орла» победителя схватки, скачек на лошадях и верблюдах, стрельбы из лука, различных игр.

К памятникам тувинской истории и культуры относятся различные книги XVII—XX вв. на старомонгольском, тибетском, маньчжурском языках, такие как «Алмазная сутра», «Золотой блеск», своды «Ганджур» (108 томов), «Данджур» (220 томов) и другие сочинения философского, нравоучительного, религиозного, медицинского и астрологического содержания.

Бережно сохраняется у тувинцев и фольклор: легенды, предания, сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки. Сказки (тоол) рассказываются обычно только после захода солнца. В них доминируют фантастические сюжеты и животные в качестве персонажей.

Предания, как правило, имеют в своей основе подлинные исторические факты. Широко распространены лирические песни (ыр), которые нередко сопровождаются игрой на музыкальных инструментах: мужской дудке (шоор), деревянном или железном варгане, на котором импровизируют женщины и подростки. Традиционные музыкальные инструменты скотоводов — двухструнный смычковый инструмент (игил) и струнный щипковый инструмент с 4—8 струнами и корытообразным корпусом (чадаган).

Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает хоомей — горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля. Сегодня искусство хоомей получило широкое признание в России и за рубежом. Большой популярностью пользуются современные тувинские ансамбли «Саян» и «Хун-Хурту».

С XVIII в. официальной религией тувинцев был ламаизм, но в Тодже, где преобладали шаманство и культы гор, его влияние было крайне слабым. В настоящее время в Туве зарегистрировано 20 буддийских и 6 шаманских религиозных организаций.

Шаманизм распространили уйгурские племена в XVI—XVII веках. Обязательными атрибутами шамана были жезл, бубен, колотушка, плащ с вышитыми костями грудной клетки, головной убор с вышитым черепом и перьями орла, курительная трубка. Шаманы занимались предсказаниями и лечением больных. Камлания проводились только после захода солнца.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».
  2. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.