Выберите категорию

×

Удмурты

В Красноярском крае до наших дней сохранились две небольшие удмуртские деревни — Чемудай в Дзержинском районе и Шарыповка в Большеулуйском районе.

Удмурты (удморт, одмурт, укморт) — народ Российской Федерации, основное население Удмуртской Республики. Территориями преимущественного проживания являются Пермская, Свердловская, Кировская и Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан. За рубежом небольшие группы удмуртов имеются в Казахстане, Украине, Узбекистане, Белоруссии. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 552 299 удмуртов.

Удмуртов условно разделяют на северных (большее влияние русских) и южных (тюркское влияние). У последних выделяют также этническую группу бесермян (отличие по языку, мусульманскому вероисповеданию и др., перепись 2010 г. выделила 2201 человека).

Самоназвание «удморт» появляется в исторических источниках с конца XVIII в., однако в русской литературе долгое время доминировал термин «вотяки».

Говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Имеются северный, южный, бесермянский диалекты и срединные говоры. Письменность на основе русской графики. Литература на удмуртском языке — с конца XIX в.

Большинство верующих удмуртов — православные, некоторая часть придерживается традиционных верований.

Этнической основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камского региона. В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения индоиранских, славянских, угорских и тюркских племенных групп. На севере на удмуртов заметное воздействие оказали русские княжества (контакты с XI—XII вв.). В конце XV в. Вятская земля с северными удмуртами вошла в состав Великого княжества Московского. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, а позднее — Золотой Орды и Казанского ханства. С падением последнего в 1552 г. эти земли были присоединены к Русскому государству.

С учреждением Вятского наместничества (1780), а позднее Вятской губернии (1796) удмурты составили большинство населения четырех ее уездов. В советское время была создана Вотская автономная область (1920), переименованная в 1932 г. в Удмуртскую автономную область. В 1934 г. область была преобразована в АССР, а с 1991 г. — в Удмуртскую Республику.

Удмурты издавна занимались пашенным земледелием и животноводством. Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Важным подспорьем в хозяйственной деятельности служили охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Были развиты преимущественно лесные промыслы: заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др. Женщины занимались прядением, вязанием, вышивкой и ткачеством. Ткани для нужд семьи были полностью домашнего производства. Часть из них шла на продажу.

Сегодня ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте.

Для удмуртов характерна бревенчатая изба с холодными сенями и двускатной тесовой крышей. Ее планировка соответствовала северо-среднерусскому типу. Глинобитную печь ставили у входа, на шестке устраивали очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети с галереей.

На каждом дворе было культовое сооружение для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или кладовкой над ним, хлев, скотный двор. У реки в ряд ставились бани, общие на 3—4 семьи.

С начала XX в. стали появляться дома-пятистенки из зимней и летней половин. Тогда же начали украшать резьбой фронтоны домов, наличники окон и ворот.

Традиционная мужская одежда удмуртов состояла из белой, позже пестрой рубахи-косоворотки и штанов (обычно синих в белую полоску). Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Верхняя теплая одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Головные уборы — валяные шляпы и шапки из овчины. Обувались в холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки.

Женская одежда была гораздо ярче и разнообразнее. В северных районах женский костюм начала XX в. состоял из белой холщовой рубахи (дэрем) с прямыми рукавами и вырезом на груди, закрываемым съемным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетеной опояской и передником. Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах.

У южных удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэрем на пестряди. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку. На ноги надевали узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.

В качестве головного убора использовались налобная повязка и головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину. Аналогом русского кокошника была высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами. На нее накидывали вышитое покрывало.

Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет и бисера, чересплечные перевязи (камаали), серьги, цепочки, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Девушки вплетали косники с серебряными монетами и бусами.

В настоящее время национальные элементы встречаются только в женском праздничном костюме. Традиционные украшения и одежду используют фольклорные коллективы.

Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб, лепешки с молочной подливкой, блины с маслом и кашей, ватрушки с разнообразными начинками: мясной, грибной, капустной и т. д. Любимое кушанье — пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Мясо употребляли преимущественно в отварном виде. Делали также кровяную колбасу и студень.

Как и в прошлом, в удмуртских семьях варят различные супы: с лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой, уху, щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные продукты — простокваша, ряженка, творог. Сладкие кушанья делали из меда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас, пиво, медовуха, ягодные морсы.

В устном фольклоре удмуртов — мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Бережно сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство.

Традиционные музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений, волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки, трещотки, рожки. С конца XIX в. древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

Большое место в жизни удмуртов играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. В дни зимнего солнцестояния отмечали праздник Толсур, началу весенней страды был посвящен самый важный праздник — Гарыны потон. С конца XIX в. их заменили православные праздники, куда были включены элементы древних верований.

В Енисейской губернии в конце XIX в. проживало всего пять вотяков. Как и многие другие народы Поволжья, крестьяне-удмурты потянулись в Сибирь в разгар столыпинской аграрной реформы в поисках свободных земель. В 1910—1912 гг. были образованы первые в Енисейской губернии четыре небольшие удмуртские деревни: Каташова, Малая и Большая Талка в Ачинском уезде и Спиридонова в Канском уезде.

Перепись 1920 г. зафиксировала в губернии 658 вотяков. Голод, поразивший в начале 1920-х гг. Поволжье, вынудил десятки тысяч удмуртов искать пропитание в Сибири. Многие из них в дальнейшем решили не возвращаться на родину. В целом за 1920—30-е гг. численность удмуртов в Красноярском крае увеличилась с 0,7 до 5,8 тыс. человек, или более чем в восемь раз. К 1940 г. в регионе функционировало шесть удмуртских школ.

В послевоенный период наблюдается небольшой всплеск численности удмуртов за счет молодежи, прибывшей из Удмуртии на красноярские промышленные стройки. Однако уже в 1970-е гг. наметилась тенденция к неуклонному сокращению диаспоры. В 1990-е гг. приток молодых специалистов в Красноярск из вузов и техникумов Удмуртии прекратился вообще, а часть прежних мигрантов вернулась на родину. Следствием этого стало сокращение численности удмуртского сообщества сразу на треть.

К 2003 г. в Красноярском крае насчитывалось 3253 удмурта, в т. ч. три представителя этнической группы бесермян. В 2010 г. перепись зафиксировала 2026 удмуртов и 6 бесермян.

Удмурты проживают практически во всех городах и районах региона. В краевом центре проживают около 20% всех представителей этой народности, небольшие группы зафиксированы в Норильске, Боготоле, Железногорске и Лесосибирске. Среди сельских территорий места компактного проживания удмуртов имеются в Бирилюсском, Дзержинском, Нижнеингашском и Козульском районах. До наших дней сохранились две небольшие удмуртские деревни: Чемудай Дзержинского района и Шарыповка Большеулуйского района.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».