Выберите категорию

×

Узбеки

В 1897 г. не более десятка узбеков проживало на территории Красноярского края, а перепись 2010 г. зафиксировала 6434 узбека.

С. М. Прокудин-Горский. Эмир Бухарский. Бухара. Источник: Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», www.prokudin-gorskiy.ru С. М. Прокудин-Горский. Эмир Бухарский. Бухара. Источник: Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского», www.prokudin-gorskiy.ru

Узбеки (узбек, озбак, устар. русское название — сарты) — народ в Средней Азии, основное население Узбекистана. Живут также в Афганистане, Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане, Казахстане, небольшая группа имеется в Китае. В России насчитывается 289 862 узбека, по данным переписи населения 2010 г.

Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Различают наречия: карлукское, кыпчакское, огузское; имеются многочисленные переходные говоры и диалекты. Письменность первоначально на основе арабской транскрипции, с 1929 г. — латинской графики, с 1940 г. — русского письма. Верующие узбеки — мусульмане-сунниты.

Этногенез у узбеков протекал в среднеазиатском Междуречье и сопредельных районах. Здесь издревле жили племена, говорившие на восточно-иранских языках: согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы и др. С начала 1-го тыс. сюда начинают проникать кочевые тюркоязычные племена. После вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (VI в.) влияние тюркоязычного населения усиливается, а численность возрастает.

В VII в. в регионе начинает распространяться ислам. С нашествием войск Чингисхана среднеазиатский регион захлестывает новая волна тюркских и монгольских племен. Завершение формирования узбекского этноса связано со временем правления династий Тимуридов и Шейбанидов (XIII—XV вв.). Этноним «узбеки» утвердился значительно позднее, после ассимиляции кочевников-дештикыпчаков, пришедших в XVI в. из казахских степей.

К началу XX в. в составе узбеков выделялись три большие субэтнические группы (отличия по языку, хозяйственному укладу, элементам культуры): сарты — древнее оседлое население оазисов, самые многочисленные; тюрки — сохранявшие полукочевой быт потомки тюркских, огузских и монгольских племен; узбеки — потомки дештикыпчакских племен, переход которых к оседлости завершился лишь к началу XX в. После присоединения среднеазиатских ханств к России в XIX в. процесс национальной консолидации узбеков значительно усилился. В 1924 г. образовалась Узбекская ССР, с 1991 г. — Республика Узбекистан.

Узбекские купцы издавна приезжали в Сибирь по торговым делам. Однако вплоть до Второй мировой войны их число в Красноярском крае было незначительным, не превышающим 10 человек в 1897 г., 20 человек в 1926 г. и 200 человек в 1939 г. В послевоенный период в связи с бурным развитием индустрии Красноярского края сюда стали направляться трудовые ресурсы из различных регионов Советского Союза, в т. ч. из Узбекской республики. В конце 1950-х гг. в Красноярье насчитывалось 942 узбека, в 1970 г. — 1283 узбека. В последующие два десятилетия происходило удвоение диаспоры, достигшее в 1989 г. своего максимального показателя — 4761 человек.

Перепись 2010 г. зафиксировала 6434 узбека на территории края. Однако временно проживающих гораздо больше. Предпочтение в месте жительства отдается наиболее крупным городам: Красноярску, Норильску и Ачинску.

Узбеки в оазисах занимались многоотраслевым ирригационным земледелием, ремеслами и торговлей. Возделывали разнообразные зерновые, зернобобовые, масличные, овощные, бахчевые и садовые культуры. Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной отраслью было шелководство, а в еще большей степени — хлопководство.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; держали рабочий и транспортный скот (волы, лошади, ослы), минимум молочного (одна-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). В предгорной и особенно в степной зонах у полукочевых узбеков скотоводство, напротив, являлось одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Верблюды использовались для купеческих караванов.

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесел: кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное. Женские промыслы: прядение, шитье одежды, вышивание, ковроткачество.

И сегодня в Узбекистане очень развито народное искусство, опирающееся на многовековые традиции: вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба по дереву, ганчу и камню. Сохранили свою самобытность мастера отдельных историко-культурных областей, таких как Хорезм, Фергана, Бухара, Самарканд.

В жилищном строительстве узбеками использовались черты традиционного зодчества: сейсмостойкий деревянный каркас, глинобитные стены и дувалы, плоская крыша, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари. Сегодня при строительстве сельских домов применяются современные технологии и материалы.

Бухарка, хивинка, татарка. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007) Бухарка, хивинка, татарка. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов и халата (стеганый, на вате или просто на подкладе). Халат подпоясывали кушаком (сложенный платок) или носили свободным. С начала XX в. распространилась верхняя одежда в талию — камзол.

Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки. Именно узбекская тюбетейка (складная, черная с белым вышитым узором) получила большое распространение во многих регионах СССР. Женщины в городах набрасывали на голову накидку (паранджа), а лицо закрывали вуалью (чачван). Девушки и женщины до рождения первого ребенка заплетали волосы в мелкие косички, в последующем носили две косы.

Традиционная обувь — кожаные туфли, сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

К настоящему времени в узбекской среде наряду с европейским костюмом широко используются некоторые виды национальной одежды: мужской халат и тюбетейка, женское платье на короткой кокетке, со сборками на груди и спине, нередко в сочетании с шароварами. Ныне основной головной убор у женщин — платок. Паранджа и чачван давно вышли из употребления.

Традиционная пища узбеков состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепешек. Распространены и готовые хлебные изделия. Из широкого ассортимента блюд сегодня популярны: лагман (отварная лапша с подливкой), кифта-шурпа (суп с тефтелями), шавля (каша рисовая с мясом и овощами), кийма кабоб (шашлык из рубленого мяса), чучвара (пельмени), самса (слоеные пирожки с мясом). Но, конечно же, самым излюбленным блюдом по-прежнему остается знаменитый узбекский плов.

Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток — чай, чаще зеленый. К чаю помимо фруктов подают разнообразные сладости. Национальный колорит дополняют посуда и застольный этикет.

В устном народном творчестве узбеков популярны: эпические дастаны (героические эпосы «Алпамыш», «Гороглы» и др.), разнообразные сказки (бытовые, волшебные, о животных), анекдоты (латифа), пословицы. Разнообразны музыкальные жанры. Особо выделяются макомы — крупные многочастные вокально-инструментальные произведения. Среди народных инструментов: гиджак, сато, кобуз (смычковые); домбра, дутар, танбур, чанг (струнные); най, сурнай, карнай (духовые); дойра, нагора (ударные) и др.

Многовековые традиции сохранились в народном цирке и театре. Неизменной любовью пользуются выступления острословов, комиков, кукольников, канатоходцев (дорбозы), наездников (чаван-дози), фокусников (козбогловчи), борцов (палваны).

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».