Выберите категорию

×

Вьетнамцы

В Красноярском крае, преимущественно в Красноярске и Норильске, проживает 181 вьетнамец.

Вьетнамцы (кинь, вьетньгой) — народ Юго-Восточной Азии, основное население Вьетнама. Живут также в Таиланде, Лаосе, Камбодже, США, Франции, Канаде и в других странах. В Российской Федерации проживают 13 954 вьетнамца, по данным переписи населения 2010 г.

Говорят на вьетнамском языке вьетмыонгской группы австроазиатской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Среди большинства верующих вьетнамцев распространен буддизм, тесно переплетенный с даосизмом, конфуцианством, культом предков; есть католики, протестанты, на юге — приверженцы синкретических религий.

В середине 1-го тыс. до н. э. племена вьет населяли бассейн рек Синцзян и Хонгхай; среди них наиболее многочисленной и развитой была группа лаквьеты. В III—II вв. до н. э. у них появились государственные образования. После захвата этих территорий Китаем местное население испытало большое влияние китайской культуры. В X в. вьетнамцы восстановили свою независимость и создали вьетское централизованное феодальное государство Дайвьет. Процессы национальной консолидации происходили в XVII—XIX вв. В XX в. вьетнамцы вели долгую борьбу против колониальной зависимости, приведшей к разделению страны на два государства. Воссоединение Вьетнама произошло в 1976 г.

Традиционное занятие вьетнамцев — пашенное поливное земледелие. Главная культура — рис (более 200 сортов), выращивают также кукурузу, батат, маниок, огородные, цитрусовые, бананы и др. Из технических культур — хлопок, коноплю, джут, чай, сахарный тростник. Животноводство развито в меньшей степени (крупный рогатый скот, свиньи, птица). Развито морское и речное рыболовство.

Распространены ремесла — кузнечное, гончарное, ткацкое, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы конической формы), резьба по дереву. С древности мастера славились художественными изделиями из бронзы, камня, дерева, кости, рога, драгоценных камней и металлов.

Деревни вьетнамцев — уличной планировки, расположены вдоль дорог и рек, у подножий холмов, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) — место народных собраний. Каркас традиционного жилого дома держится на 8–12 опорных столбах. Стены строятся из глины, смешанной с соломой, из досок, плетеного бамбука. Двускатная крыша — из рисовой соломы или пальмовых листьев.

Национальная одежда мужчин и женщин состоит из хлопчатобумажной куртки и штанов темно-коричневого (на севере) или черного (на юге) цвета. Праздничную одежду (платье-халат) шьют из светлых шелковых тканей. Носят широкополые конические, плетенные из листьев пальмы шляпы. В деревнях ходят без обуви, иногда — в плетеных сандалиях.

Традиционная пища вьетнамцев — рис, овощи, рыбные продукты, соус из рыбы. По праздникам едят мясо. Основной напиток — чай. Важнейшие праздники — Тэт (Новый год), с украшением домов цветущими ветвями персика, печением традиционного пирога из клейкого риса, Тэт чунг тху (праздник середины осени, считающийся детским). Они сопровождаются лодочными соревнованиями, пробиванием мячом бумажного диска, качанием на качелях, петушиными боями и т. д.

Развит фольклор: легенды о государе-драконе Лаке — первопредке — и воительницах — сестрах Чынг. Древнейший традиционный театральный жанр — тео, развившийся на севере Вьетнама на основе так называемых чередующихся песен, сцен из крестьянской жизни.

В X в. появилась классическая музыкальная драма — туонг. Популярны кайлыонг — традиционные песни с современным содержанием, включенные в сценические постановки. Оригинален театр кукол, где сценой служит поверхность воды. Традиционные музыкальные инструменты — двухструнная скрипка, гитара и бамбуковая флейта.

Советский Союз традиционно предоставлял убежище вьетнамским политэмигрантам. К концу 1950-х гг. в стране проживало около восьмисот вьетнамцев, проходивших обучение в вузах и техникумах. Подготовка специалистов, в т. ч. военных, усиливается после начала американской агрессии против Вьетнама. Перепись 1970 г. зафиксировала в России 6,3 тыс. вьетнамцев. Их численность снижается до семисот человек после победоносного завершения войны и образования объединенного Вьетнама. В 1980-е гг. по межправительственным договоренностям начинают привлекать вьетнамцев для работы, главным образом в легкой промышленности.

Ситуация кардинально меняется в постсоветский период, когда были сняты ограничения на въезд иностранных граждан, в результате чего к 2002 г. вьетнамская диаспора России увеличилась до 26 тыс. человек, не считая мигрантов. Основной сферой их деятельности является мелкая торговля и предпринимательство.

В Красноярском крае перепись 1989 г. зафиксировала всего двух вьетнамцев, в 2002 г. было переписано уже 112 человек в крае и еще 30 — на территории Республики Хакасия. В 2010 г. в Красноярском крае перепись зафиксировала 181 вьетнамца. Практически все вьетнамцы проживают в городах, отдавая предпочтение Красноярску и Норильску.

В 2000 г. была создана Красноярская региональная общественная организация «Вьетнамское общество», которое позднее преобразовано во Вьетнамское землячество и было ликвидировано. С 2012 г. в Красноярске действует некоммерческое партнерство «Общество сибирско-вьетнамской дружбы».

Дата последнего изменения: 06.02.2015