Выберите категорию

×

Красноярский авиационно-спортивный клуб

Среди выпускников легендарного аэроклуба — участники Великой Отечественной войны и Герои Советского Союза.

Юные парашютисты Красноярского авиационно-спортивного клуба. Автор: А. Скачков. Источник: сайт Красноярского АСК РОСТО, www.mansky.ru Юные парашютисты Красноярского авиационно-спортивного клуба. Автор: А. Скачков. Источник: сайт Красноярского АСК РОСТО, www.mansky.ru

Красноярский авиационно-спортивный клуб входит в систему РОСТО ДОСААФ России («Российская оборонная спортивно-техническая организация»). Он является преемником Красноярского аэроклуба, который был создан в 1934 г. для первоначального летного обучения курсантов-летчиков и военно-патриотического воспитания молодежи. За всю историю в аэроклубе было подготовлено более 70 тыс. парашютистов, более 5 тыс. летчиков и более 500 планеристов, из которых 22 мастера парашютного спорта, 27 мастеров самолетного спорта и 4 мастера планерного спорта. Пятеро из выпускников участвовали в установлении рекордов мира по парашютному спорту.

В аэроклубе работает около 20 сотрудников — летчики, инструкторы, инженеры, врачи, видеооператоры, укладчики парашютов. Парк авиационной техники организации составляют 15 учебно-тренировочных самолетов типа Як-52 и Як-55, три самолета Ан-2, 3 вертолета Ми-2, самолет Ан-28. На этой базе ежегодно готовится до 2 тыс. парашютистов первоначального обучения, проходят подготовку и переподготовку парашютисты-спасатели и специалисты силовых структур. Число выполненных парашютных прыжков превысило 750 тыс. Перед поступлением в аэроклуб будущие курсанты проходят сложный медицинский и психологический отбор.

История

В конце 1920-х в стране началось интенсивное развитие авиации, стали организовываться парашютные и планерные станции. К лету 1934 г. была оформлена идея создания Красноярского аэроклуба: горком ВКП (б), горсовет и горком комсомола приняли решение об его организации. Аэроклуб был учрежден 9 августа 1934 г.

Первыми членство в аэроклубе оформили крайисполком и трест «Енисейзолото». Над клубом шефствовал весь город и край. Собирались деньги на постройку самолетов, помещений, закупку оборудования. Аэродром был обустроен около железнодорожной станции Злобино, там же было решено построить ангар для самолетов. Эти стройки были закончены в короткий срок: люди работали вечерами и в выходные дни. Вскоре аэроклуб получил два самолета У-2 и 23 июня 1934 г. смог принять участие в празднике красмашевцев по случаю годовщины закладки завода. Лучшие рабочие и строители приглашались для совершения кругового полета.

Центральный совет ДОСААФ прислал инструкторов-летчиков, 5 самолетов, 2 планера, парашюты и учебные пособия. Первоначально клуб находился в помещении Дома обороны, но в конце 1934-го был переселен в 6-метровую комнату в клубе железнодорожников имени К. Либкнехта, где и находился со штатом 32 человека. Учебное здание аэроклуба после долгих поисков разместили на Стрелке в здании бывшей церкви.

В 1936 г. члены клуба получили специальное здание для теоретических занятий, свой аэродром, ангар, бензинохранилище. За первый год работы было подготовлено 52 пилота, набрано 100 учащихся, подготовлен 21 инструктор-планерист, инструктор-парашютист, 6 парашютистов-спортсменов и 55 парашютистов, имеющих по одному прыжку с самолета, построена парашютная вышка. Авиамодельная станция подготовила 14 инструкторов, которые стали руководить школьными авиамодельными кружками.

В 1940 г. в аэроклубе было три эскадрильи по пять звеньев. Всего в аэроклубе было 50 самолетов У-2, 3 самолета Р-5, 10 планеров УС-2, УС-4, самолет-амфибия Ш-2. Проводились демонстрационные полеты по городам и районам края, катание на самолетах, авиационные праздники, выполнялись фигуры высшего пилотажа, читались лекции. Принимали в аэроклубы молодежь от 17 до 25 лет, годных по состоянию здоровья и с положительными характеристиками с места работы или учебы, по комсомольским путевкам. Во время обучения курсанты получали бесплатное питание и стипендию в размере 100 рублей в месяц.

В предвоенные годы в аэроклубах Красноярского края прошли подготовку тысячи человек. Выпускники шли на обучение в военные авиашколы пилотов и штурманов. В ноябре 1941 г. из личного состава аэроклубов Красноярского края были сформированы ночные бомбардировочные авиаполки (НБАП) на самолетах У-2, срочно переоборудованных из учебных самолетов в ночные ближние бомбардировщики — 679-й НБАП был сформирован в Черногорске, 669-й НБАП — в Канске, 682-й НБАП — в г. Ленинск-Кузнецке Кемеровской области. Оставшиеся курсанты доучивались в аэроклубах до расформирования их в 1942 г.

Красноярские аэроклубовцы воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали 17 выпускников красноярских аэроклубов. В 1948 г. Красноярский аэроклуб возобновил работу, но теперь уже только в краевой столице. Его начальником стал Герой Советского Союза полковник Неменко, заместителем по летной подготовке — Марков, затем полковник Тупало. Учебное здание и штаб разместились в одноэтажном деревянном доме по улице Кирова напротив магазина «Детский мир». До наших дней этот дом не сохранился.

В 1970 г. аэроклуб был переведен на правый берег — на ул. Затонскую, 22, в здание объединенной технической школы. Он стал находиться на месте снесенного ангара Злобинского аэродрома около железнодорожной платформы Первомайская. Сегодня в авиационно-спортивном клубе РОСТО развиваются авиационные виды спорта, готовятся специалисты для Вооруженных сил России.

В сентябре 2002 г. из-за проблем с мотором разбился один из самолетов аэроклуба, борт № 4. Погибло 13 из 14 человек. В память о погибших возле летного поля в окрестностях села Шалинского построена церковь.

Красноярский авиационно-спортивный клуб расположен по адресу: 660079, город Красноярск, ул. Затонская, 22. Официальный сайт: mansky.ru.

Дата последнего изменения: 17.03.2015

Источники

  1. Официальный сайт Красноярского авиационно-спортивного клуба.
  2. Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2014 год / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края. — Красноярск, 2013.