Выберите категорию

×

Дивизион красноярских бронепоездов

Красноярские бронепоезда стали мощным подспорьем для советской пехоты.

Бронепоезд. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Бронепоезд. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Большие потери в танковых войсках на начальном этапе войны заставили советское командование лихорадочно искать резервы. В условиях нехватки танков важную роль сыграли бронепоезда.

В Советском Союзе существовала мощная традиция использования «крепостей на рельсах». В годы Гражданской войны бронепоезда, делившиеся на легкие и тяжелые, были главным средством прорыва позиций противника. Их активно использовали как красные, так и белые. Наличие бронепоездов позволяло сосредоточить мощную артиллерию на направлении главного удара либо использовалось при обороне.

В реалиях Великой Отечественной войны мощь бронепоездов существенно упала. Танки и авиация сделали прикованных к рельсам гигантов уязвимыми. Однако в отсутствие другой поддержки бронепоезда стали мощным подспорьем для советской пехоты. К слову сказать, от этого вида боевой техники не отказались и немцы, которые активно использовали бронепоезда для патрулирования оккупированных территорий и поддержки своих войск на угрожаемых участках.

В 1941 г. по всей стране началось спешное оборудование бронепоездов. На обычные вагоны навешивали бронеплиты, устанавливали орудия и пулеметы на площадки и «углярки». Бронепоезда заменили танки, производство которых только разворачивалось на заводах Урала и Сибири.

29-й отдельный дивизион бронепоездов формировал Красноярск. Наш паровозовагоноремонтный завод выдал фронту две рельсовые крепости: вышедший из цехов завода БЕПО № 1 получил имя «Красноярец», БЕПО № 2 — «Енисей». Каждый состоял из четырех однотипных двухосных бронеплощадок и бронепаровоза, который располагался посередине состава, был бронирован 30–40 мм. Здесь находилась рубка командира бронепоезда, оборудованная для наблюдения за полем боя большой стереотрубой и смотровыми отверстиями. Для внешней связи там же устанавливалась радиостанция. На тендере располагалась башня ПВО с пулеметами.

Бронепоезд. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Бронепоезд. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Строительство бронепоездов — дело сложное. На платформах монтировали каркасы башен, площадок для размещения орудий и пулеметов, специальные отсеки для боеприпасов и средств управления боем.

Не обошлось без трудностей. Привезенные с уральских заводов бронеплиты оказались бракованными — незакаленными. На заводских испытаниях их пробивал даже снаряд легкого 37-мм орудия. Посылать одетые в такую броню поезда было самоубийством. Выручала смекалка заводчан. Молодые рабочие Чистяков и Кузьмин предложили построить печь и самим произвести закалку плит. Ее взялся строить мастер завода В. С. Тесля. И вновь проблема — нет огнеупорного кирпича. Пришлось готовить стройматериалы самостоятельно. Броня поддалась не сразу. Тем не менее поезда получили достойные доспехи. Кстати, в отличие от красноярских, многие однотипные им бронепоезда с других заводов пошли в бой с незакаленной броней.

Для броневагонов использовались двухосные 20-тонные платформы с толщиной брони от 30 до 80 мм. Борта бронеплощадок устанавливались под уклоном 30°, так был более вероятен рикошет.

Каждая бронеплощадка вооружалась орудием, установленным во вращающейся башне шестигранной формы, и пятью пулеметами (один в башне и четыре по бортам). К примеру, на вооружении «Красноярца» состояли 76-мм танковые пушки КТ-28 и пулеметы ДТ.

Штатный боекомплект площадки состоял из 180 снарядов и 6300 патронов, уложенных в специальные стеллажи. Никаких оптических приборов, кроме орудийного прицела, на площадках не было. Наблюдение осуществлялось через смотровые щели. Экипаж бронеплощадки состоял из 12 человек. Для связи между вагонами и паровозом весь состав оборудовался телефоном и переговорными трубами.

Командиром 29-го отдельного дивизиона бронепоездов (29-ОДБП) был назначен майор Иван Федоров. Кадровый артиллерист уже успел повоевать с немцами и даже получил ранение.

«Вопрос о формировании боевого экипажа обсуждался на партийном активе железнодорожников Красноярска, — вспоминает бывший машинист бронепоезда Герой Социалистического Труда Георгий Антипин. — Начальник депо Никольский, отметив, что рабочие завода добровольно построили бронепоезда, предложил комплектовать расчеты тоже добровольцами. Вместе со мною записались машинисты Антропов, Квашнин, Траханов, Фотальчук, Пащенко. Те из железнодорожников, кто имел армейскую специальность артиллериста или пулеметчика, были включены в боевые расчеты».

29-й ОДБП пополнялся личным составом с территории всего Красноярского края. Так, из Ачинска в него попал тридцатилетний железнодорожник Роман Большаков.

Утром 16 марта 29-й ОДБП покинул станцию Красноярск. Сначала Сибирский военный округ передал дивизион в резерв Ставки ВГК. В июне он вошел в состав 53-й армии Северо-Западного фронта. Войска генерал-майора Ксенофонтова вели бои в районе демянского плацдарма немцев.

Зимой 1942 г. советские войска окружили в районе Демянска крупную группировку противника. В апреле ударная группа генерал-лейтенанта Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха сумела прорвать советские позиции и установить связь с котлом. Однако полностью освободить окруженные войска Зейлдиц не смог. Начались кровопролитные затяжные бои. Именно в этот период времени на фронт под Демянском попал 29-й ОДБП.

Нужно сказать, что немцы здесь активно применяли бронепоезда. Маршал Жуков в своих мемуарах вспоминал, что вермахт на отдельных направлениях использовал до трех бронированных поездов. Местность под Демянском затрудняет использование танков — именно поэтому противоборствующие стороны возлагали большие надежды на бронепоезда.

Особых успехов 29-й ОДБП не добился. Правда, и немцы не смогли решить стоящие перед ними тактические задачи. Но бои были жестокие. Можно предположить, что один из красноярских бронепоездов попадал под удар немецкой авиации. Во всяком случае, в немецких документах сообщается, что эскадра I./StG2 Бруно Диллеи уничтожила в боях на этом направлении один бронепоезд.

О налете «штук» (так называли немецкие штурмовики «Юнкерс-52») вспоминал красноярец Алексей Гапонцев. По его словам, самолеты с воющими сиренами нанесли бомбовый удар по «Енисею». Пострадало несколько броневагонов. Были убитые и раненые, однако ответный огонь спугнул немецких пикировщиков. Возможно, летчикам Диллеи в качестве успешной засчитали эту штурмовку.

Тем не менее оба красноярских бронепоезда остались целыми и продолжили свой боевой путь. К этому времени оба БЕПО поменяли свои номера. «Красноярец» стал БЕПО № 643, «Енисей» — № 692.

В феврале 1943 г. советские войска начали 2-ю Демянскую наступательную операцию. Немецкие войска успели отойти за реку Ловать. Город Демянск, вокруг которого более года шли ожесточенные бои, был освобожден. В этих боях принимал участие и 29-й ОДБП. В боях был ранен и скончался 6 марта ачинец Роман Большаков.

Наступило затишье — 29-й ОДБП был переподчинен 34-й армии. В дальнейшем дивизион вел бои в направлении Старой Руссы. Затем в составе 3-го Прибалтийского фронта освобождал западные регионы Советского Союза. 16 октября 1944 г. фронт был расформирован. С этого времени следы 29-го ОДБП теряются.

Дата последнего изменения: 18.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.