Только в конце июня 1941 г. на ПВРЗ 70 женщин поступили на курсы токарей и слесарей. К 29 июля 1941 г. 2017 женщин изъявили желание работать на Красноярской железной дороге (840 женщин было устроено на работу). Из 1600 заявлений с просьбой помочь приобрести транспортную специальность было положительно рассмотрено 941 заявление. В большинстве это жены путейцев, активистки, которые и раньше помогали мужьям в период напряженной работы (уборка снега и водоборьба, текущий ремонт пути).
Женщины станции Иланская обращались с просьбой: «Наши мужья хорошо зарабатывают. И мы просим работы не из-за того, что нуждаемся в деньгах, а потому, что хотим помочь Красной армии скорей разгромить врага. Направьте нас на любую работу. Весь свой заработок мы будем отдавать в фонд обороны. Будем овладевать железнодорожными специальностями, чтобы в случае необходимости встать на место своих мужей».
Многие девушки работали почти до конца войны кочегарами, помощниками машинистов. Они вынесли на своих плечах всю тяжесть мужской работы на паровозе. Особенно трудно приходилось им в зимнее время. В депо одновременно стояли 8–10 паровозов, из которых 2–3 одновременно заправлялись. На улице мороз 40–50 °С, через 10–30 минут открывались ворота для постановки и выпуска из депо паровозов. От дыма, пара темно, за метр-два уже не видно человека, ноги прилипали к мазутному полу.
Из воспоминаний бывшего помощника машиниста паровоза Иланского паровозного депо Нины Авдуловой (Трояновой): «Открылся семафор, и мы тронулись в путь. Забралась я на тендер, а уголь настолько смерзся, что лопате не поддается. Пришлось брать в руки кайлу, долбить. Руки мерзнут, всю ветром пронизывает, но долбишь. Первое время от лома, кирки и лопаты ладони и пальцы покрывались волдырями. Сядешь на уголь, поплачешь и опять долбишь. Иной раз за одну поездку по 20–30 т угля переворачиваешь. Сейчас самой не верится, что это можно было сделать девичьими руками. Поезда все шли воинские, литерные, все к фронту. Нельзя было стоять ни минуты лишней. Приедешь в оборотное депо в Уяр, пока экипируешь паровоз: вычистишь поддувало, зольник, переднюю топку, наберешь воды, оботрешь паровоз — ты и сама на себя не похожа, не чувствуешь себя. Доплетешься до постели и спишь как убитая. Ведь тебе, хрупкой девушке, всего лишь семнадцать».
В годы войны среди локомотивных бригад широко развернулось движение за вождение тяжеловесных поездов, что позволило ликвидировать пробки на дороге. Для выполнения плана перевозок работники службы движения внесли много нового, в частности скоростные методы формирования и движения поездов. Новатором в этом деле выступил диспетчер Ужурского отделения Турунин.
Из докладной записки управления Красноярской железной дороги Красноярскому крайкому ВКП(б) о работе железнодорожников (август 1941 г.): «Бригада Красноярского депо паровоза СУ № 100–37 (старший машинист Кузнецов) сделала на своем паровозе 856 тыс. км пробега между капитальным и 72 тыс. между подъемочным ремонтом (паровоз продолжает работать и находится в хорошем состоянии)… За июль сэкономлено 1911 паровозо-часов на сумму 147 592 руб. По Красноярскому и Боготольскому отделениям за июль собрали и сдали 571 т лома черных металлов, 3 августа — 748,5 т».
День ото дня росло и ширилось движение за экономию времени труда и средств на каждом рабочем месте. Коллектив Красноярского депо, например, довел выдачу паровозов под поезда до 104 единиц в стуки. До войны столько выдавали все депо дороги.
Резко увеличился среднесуточный пробег локомотивов, дойдя до отметки 1000 км. Воинские и литерные эшелоны мчались со скоростью курьерских поездов.
Наравне с опытными работниками трудилась молодежь. Комсомольско-молодежная смена А. Компенова из литейного цеха Красноярского локомотивного депо довела выработку до 457%, вдохновив на такой же ударный труд десятки молодежных бригад и смен в различных подразделениях дороги.
Ветераны после тяжелых ранений возвращались в родные цеха и вместе со своим коллективом продолжали ковать победу над врагом. Так, артиллерист сержант Василий Шахов после четырех ранений вернулся на ПВРЗ и стал ежедневно выполнять норму на 275–290%. Политрук роты автоматчиков Николай Романов, возвратившись после ранения в литейный цех ПВРЗ, работал мастером бригады, в которой добился ежедневного выполнения нормы на 150–170%. За годы войны коллектив ПВРЗ получил от высшего руководства страны 53 благодарности и денежных премий на сумму 5 млн руб. для 2700 передовиков и новаторов производства.