Выберите категорию

×

Красноярские бомбардировочные авиаполки

За день красноярские летчики делали по 5—6 боевых вылетов. Краткие мгновения отдыха наступали лишь в моменты снаряжения самолета перед новым вылетом.

Инструктаж. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Инструктаж. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

На аэродроме Красноярск базировался 30-й бомбардировочный авиаполк, летавший на самолетах СБ. В течение 3 недель его перебросили на Калининский фронт, в район Мигалово. С августа по ноябрь 1941-го полк был переучен на самолеты ПЕ-2. После получения новых машин полк сменил наименование на 77-й бап (бомбардировочный авиационный полк) и был направлен в район Тихвина.

Полк совершил 335 успешных боевых вылетов, записав на свой боевой счет 5 самолетов, 45 автомашин, 110 зданий, 12 артбатарей, 4 отдельных орудия, 1 зенитное орудие, 10 складов с боеприпасами, 1 зенитную батарею, 1330 человек пехоты. Цена успеха была дорогой. К маю 1942-го в полку остался только самолет его командира майора Ивана Киселева. После чего оставшийся личный состав был передан на пополнение 35-го БАП.

С первых месяцев в схватку с врагом вступил 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (СБАП) подполковника Франца Карнафеля, сформированный в Красноярске в мирном 1938 г. Часть фронтовая, обстрелянная. Пять лучших экипажей прошли Халхин-Гол, большая часть полка принимала участие в советско-финской войне. Летом 1941 г. 1-й СБАП базировался на аэродромах Туркмении и принял участие в Иранской кампании. Во время похода в персидские земли летчики полка совершили 65 боевых вылетов. Вскоре пилотам красноярского полка пришлось встретиться с более опасным противником, чем войска прогермански настроенного иранского шаха. К этому времени полком командовал майор Семен Донченко. Еще в августе Карнафель был арестован и вскоре расстрелян.

Полк летал на скоростных бомбардировщиках, имевших скорость 350 км/час, бортовую нагрузку — 600 кг и 4 пулемета ШКАС на вооружении. Вылеты производились днем, преимущественно одиночными экипажами под прикрытием облаков. В боевую работу, кроме бомбардировок, входили разведка, фотографирование. До конца октября полк сделал 284 дневных боевых вылета, уничтожил до 400 автомашин, 21 танк, 126 орудий и минометов, 2080 солдат противника, вызвал 16 взрывов и 52 пожара. Экипажи действовали по дорогам в окрестностях городов Калуга, Таруса, Алексин.

В октябре 1941 г. две эскадрильи 1-го скоростного бомбардировочного полка были переброшены на Западный фронт. Всего было переброшено 20 самолетов двух эскадрилий и 181 человек личного состава. В составе 38-й авиационной дивизии началась боевая работа.

Экипаж у самолета. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941-1945 гг.», 2009 г. Экипаж у самолета. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941-1945 гг.», 2009 г.

Горячим месяцем стал ноябрь. Немецкие войска рвались к Москве. На плечи полка легли задачи по разведке и бомбардировке сил противника. Бомбардировщик летел вдоль дороги, по указанию штурмана нырял из облаков до высоты 200 м и при обнаружении противника атаковал его, после чего взмывал вверх, в спасительные облака, и другим курсом возвращался на аэродром. Самолеты следовали с интервалом 15–20 минут. Такой «конвейер» работал в течение всего дня. Был случай, когда экипаж лейтенанта Григория Лященко атаковал колонну немцев с высоты 200 метров, от огня 20-мм вражеской пушки получил 8 прямых попаданий (4 в плоскости, 2 в фюзеляж и 2 в стабилизатор), но все же смог долететь до аэродрома и сесть, не потерпев аварии. К счастью, эти прямые попадания миновали баки с горючим и не перебили управление машиной.

За день летчики делали по 5–6 боевых вылетов. Краткие мгновения отдыха наступали лишь в моменты снаряжения самолета перед новым вылетом. Бывало, летчики даже не выходили из самолетных кабин, а заботливые сослуживцы упрашивали их хоть немного перекусить.

Естественно, советские части также несли потери. Когда 28 ноября полк был передан в 146-ю авиационную дивизию в его составе числилось 18 самолетов СБ (из них 3 неисправных). 14 декабря не вернулся с боевого задания красноярец — младший лейтенант Федор Тупица, в тот же день в авиакастрофе в Москве погиб воентехник Петр Поляков. Через месяц в полку осталось 5 исправных самолетов при 2 неисправных. Еще через неделю полк располагал всего 4 самолетами (из них один исправный). Поэтому в январе 1942-го, передав оставшуюся технику свежим частям, пилоты Донченко направились на переформирование. Получив новую технику (Пе-2 и Ар-2), пополнившись личным составом, 1-й СБАП расположился на аэродроме Дракино возле Серпухова. А в мае был переименован в 1-й ночной бомбардировочный авиационный полк.

В тот период войны немецкая авиация сохраняла господство в воздухе, и дневные штурмовки вражеских позиций стали очень опасными. Советское командование предпочитало наносить удары по позициям противника ночью, когда активность самолетов Люфтваффе резко шла на убыль. Главной мишенью полка в этот период времени стали железнодорожные станции и аэродромы противника. «Ночные пираты», как стали называть себя красноярские летчики, научились делать ночные фотосъемки немецких позиций.

Вообще, ночные бои требовали особой сноровки. Мало было вернуться с боевого задания — нужно еще во тьме отыскать родной аэродром и успешно сесть на него. «Посадочное место указывалось тремя керосиновыми фонарями „летучая мышь“. Если колпаком был закрыт хотя бы один из трех фонарей, то определить направление посадки было невозможно. Это означало „Ждать!“, т. к. в небе кружат немецкие самолеты. Все летчики по специфике звука моторов различали свои и немецкие самолеты. Как только вражеский самолет удалялся, открывался третий фонарь. Свой самолет заходил на посадку и у самой земли включал бортовую фару, а после остановки сразу же ее выключал. Со стороны создавалось впечатление, что проехала какая-то машина. Фонарь в руках персонала указывал самолету путь на стоянку. Красным и зеленым светофильтрами электрического фонарика было разрешено пользоваться только командиру и инженеру полка», — рассказывает серпуховский краевед Борис Мамонтов.

Нарушение режима светомаскировки вело к потерям. 8 мая на дракинском аэродроме были включены прожектора, чтобы осветить путь самолетам с десантниками. Практически сразу же последовал удар немецкой авиации по обнаруженному аэропорту. Погибли четыре летчика, еще шестеро были ранены, уничтожено 4 советских самолета. Среди жертв авианалета были инженер полка по вооружению Николай Головко и летчик Григорий Лященко.

С сентября начались бои за Ржев. По данным на 22 ноября 1942 г., полк потерял 58 человек — практически всю свою летную часть, а также 25 самолетов. В течение 1941—1942 гг. полк фактически дважды полностью обновлялся. 22 ноября 1942 г. за проявленную отвагу в боях за Родину 1-й ночной бомбардировочный авиаполк был преобразован в 22-й гвардейский.

Советский истребитель И-16. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Советский истребитель И-16. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Вообще, жители Красноярского края сражались во многих частях. Так, лейтенант Иван Пятин служил в 702-м бомбардировочном авиационном полку. Он родился в 1907 г. в Иланске. Служил в артиллерии, а в 1930 г. связал свою судьбу с авиацией. Был начальником авиабазы в Дудинке, возглавлял аэропорт в Якутске, два года был командиром летного отряда Красноярского аэроклуба, откуда был призван в июне 1941 г. в Вооруженные силы. С ноября руководил эскадрильей в 702-м полку.

Фронтовая судьба отвела ему короткий боевой путь. В начале декабря началось наступление советских войск под Москвой. Все наличные авиационные части были брошены на поддержку пехоты. Но 3 декабря пошел снег, приковав боевую авиацию к земле. На штурм противника командование бросило легкие и устойчивые У-2. «Три лучших экипажа: командир эскадрильи Пятин, штурман полка Атеменко, командир звена Тороп, штурман звена Перепеченко, командир звена Арефьев, штурман звена Спивак отправились выполнять боевую задачу днем. Враг преграждал путь стенами зенитного огня, самолеты то и дело получали пробоины от пуль, но ничто не свернуло с пути отважных. Задание было выполнено. В Рогачеве враг много недосчитался фрицев и техники. На обратном маршруте были разведаны дороги к фронту. Добыв ценные сведения, экипажи вернулись на аэродром. Они показали, что для советской авиации нет плохой, нелетной погоды: когда нельзя послать современный самолет, полетит У-2 и выполнит задачу с честью».

Однако именно дневной полет стал роковым для красноярского летчика. 28 января 1942 г. самолет лейтенанта Пятина не вернулся с боевого задания. Летчик был объявлен пропавшим без вести. В приказе по полку говорится: «Лучшие экипажи выполняли ответственные задания штаба Калининского фронта по переброске офицеров связи к нашим частям, находящимся в окружении. Эти полеты были наиболее опасны, т. к. выполнялись в дневное время».

Дата последнего изменения: 22.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.