Выберите категорию

×

Красноярские железнодорожники на прифронтовых дорогах

Сибиряки под огнем противника с риском для жизни трудились на фронтовых перевозках, доставляя пополнение, технику, боеприпасы и продовольствие наступавшим частям, раненых — в тыл страны.

Комсомольская организация. Управление ВЭО-44, Варшава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Комсомольская организация. Управление ВЭО-44, Варшава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

В феврале 1943 г. Красноярская паровозная колонна № 31 была переброшена под Сталинград для обеспечения резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. В числе первых колонна № 31 вступила на правобережную Украину и обеспечила движение грузов по освобожденной Одесской железной дороге. При этом машинисты перекрывали технические нормы, проявляли упорство и смекалку. Считалось, например, что по понтону через Днепр нельзя провести состав более 1200 тонн. Машинисты же Шишов и Ковалев провели поезда весом по 1600 тонн. Свой боевой путь колонна № 31 окончила у Днестра.

В 1943 г. на Красноярской железной дороге было сформировано военно-эксплуатационное отделение (ВЭО-44). Персонал поезда состоял из 950 человек, а начальником ВЭО-44 был Семен Харитонович Муратов. В личном составе этой специальной воинской части наряду с мужчинами было немало женщин.

Перед ВЭО-44 была поставлена задача — обеспечить восстановительные работы в прифронтовой полосе и эксплуатацию освобожденных дорог. Отделение было полностью укомплектовано штатами для обеспечения работы паровозных колонн, дистанции пути, связи, вагонных участков и отделений движения, снабжено инвентарем и оборудованием, обеспечено лучшими кадрами. ВЭО представляло собой военный городок на колесах и располагало жилыми вагонами, передвижным клубом, пекарней, кухней, баней, медпунктом и автотранспортом. ВЭО прошло славный боевой путь, обеспечивая действия 1-го Белорусского и других фронтов. Часто без сна и отдыха, нередко под вражескими бомбежками и артобстрелами железнодорожники невиданными для мирных дней темпами ремонтировали путь, восстанавливали средства связи, объекты водоснабжения и т. п. Двигаясь вслед за нашими наступающими войсками, ВЭО-44 участвовало в освобождении Конотопа, Бахмача и Щорса, Житомира и Черновиц, Бердичева и Варшавы. Благодаря помощи красноярцев уже на пятый день после освобождения столицы Польши Варшавский железнодорожный узел принимал и отправлял поезда.

Сотни красноярских железнодорожников были направлены на фронтовые дороги в составе паровозоремонтных поездов созданной осенью колонны спецрезерва НКПС и военно-эксплуатационных отделений. Сибиряки под огнем противника с риском для жизни трудились на фронтовых перевозках, доставляя пополнение, технику, боеприпасы и продовольствие наступавшим частям, раненых — в тыл страны. Всего Красноярская магистраль направила на прифронтовые дороги 56 паровозных бригад и 139 локомотивов — почти половину инвентарного парка.

С Ужурской линии на запад согласно приказу были направлены все современные паровозы серии ЭМ. Взамен железнодорожники получали паровозы устаревшей серии Щ. На запад отправляли поезда из исправных вагонов, взамен получали поврежденный и аварийный порожняк. В 1943 г. машинисты Красноярского депо Титовец и Иланского депо Шелехов предложили своими силами отремонтировать паровозы к зиме. Это предложение поддержали многие машинисты, и таким образом почти 75% всех паровозов были готовы к работе в зимних условиях. Машинистам помогали руководители предприятий, мастера, рабочие. Инструментальщики своими руками сделали инструменты, не уступающие по качеству заводским. Деповскими умельцами реставрировались запасные части для паровозов.

Коллектив гаража ВЭО-44, Варшава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Коллектив гаража ВЭО-44, Варшава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

В апреле 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР все железные дороги страны были переведены на военное положение. В этом же году красноярские железнодорожники выполнили в своих мастерских большой заказ по изготовлению запасных частей для техники и прицепного инвентаря: в паровозном депо нарезали болты и гайки, делали поковки, вагоноремонтные мастерские поставляли в МТС необходимое литье. Заводские комсомольцы собрали 800 штук старого инструмента и отремонтировали его для МТС.

Комсомольцы Иланской железной дороги проявили инициативу. Своими силами они собрали оборудование для железнодорожной станции и отправили инструментов на 2700 руб.

Комсомольцы-железнодорожники систематически оказывали помощь колхозам. В 1944 г. для колхозов района было изготовлено 4166 деталей и запчастей. После трудового дня на производстве молодежь шла на пункты всеобуча изучать военное дело. Только в 1944 г. было подготовлено 1157 стрелков, 1500 лыжников, 80 снайперов, 75 пулеметчиков, 30 минометчиков и 400 значкистов ГТО.

В годы войны на ПВРЗ был смонтирован и пущен в эксплуатацию прокатный стан «Д-266», позволивший высвободить несколько паровых молотов и заменить ручную прокатку металла. На ПВРЗ насчитывалось свыше 2 тыс. рабочих и инженерно-технических работников, которым было присвоено почетное звание ударников труда.

Фрезеровщик ПВРЗ Степан Владимирович Кульш 20 лет отработал на фрезерном станке без ремонта. Так передовик производства бережным отношением и хорошим уходом за станком увеличил его межремонтный период в 7 раз и дал на этом экономию заводу более 18 тыс. рублей.

Машинисты локомотивного депо Боготол Д. Абакумов, А. Акимов и рабочий красноярского ПВРЗ С. Чаевский за доблестный труд в годы войны и ударные послевоенные пятилетки были удостоены высокого звания Героев Социалистического труда.

За годы Отечественной войны красноярские железнодорожники принесли в доход государству миллионы рублей. Было отремонтировано более 6 тыс. паровозов, около 32 тыс. вагонов.

В сентябре 1945 г. нарком путей сообщения, выступая на партхозактиве Красноярской железной дороги, заявил: «Красноярская дорога своей положительной работой в период войны сумела принять на себя большой двусторонний поток составов и в значительной степени помогла разгрузить Омскую и Томскую дороги… Партийные организации Красноярской дороги успешно преодолели величайшие трудности военного времени, сумели сплотить коллектив железнодорожников и создать условия, при которых воинские перевозки осуществлялись ранее установленных сроков».

Дата последнего изменения: 19.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.