Сибиряки под огнем противника с риском для жизни трудились на фронтовых перевозках, доставляя пополнение, технику, боеприпасы и продовольствие наступавшим частям, раненых — в тыл страны.
Комсомольская организация. Управление ВЭО-44, Варшава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.
Комсомольская организация. Управление ВЭО-44, Варшава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.
В феврале 1943 г. Красноярская паровозная колонна № 31 была переброшена под Сталинград для обеспечения резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. В числе первых колонна № 31 вступила на правобережную Украину и обеспечила движение грузов по освобожденной Одесской железной дороге. При этом машинисты перекрывали технические нормы, проявляли упорство и смекалку. Считалось, например, что по понтону через Днепр нельзя провести состав более 1200 тонн. Машинисты же Шишов и Ковалев провели поезда весом по 1600 тонн. Свой боевой путь колонна № 31 окончила у Днестра.
В 1943 г. на Красноярской железной дороге было сформировано военно-эксплуатационное отделение (ВЭО-44). Персонал поезда состоял из 950 человек, а начальником ВЭО-44 был Семен Харитонович Муратов. В личном составе этой специальной воинской части наряду с мужчинами было немало женщин.
Перед ВЭО-44 была поставлена задача — обеспечить восстановительные работы в прифронтовой полосе и эксплуатацию освобожденных дорог. Отделение было полностью укомплектовано штатами для обеспечения работы паровозных колонн, дистанции пути, связи, вагонных участков и отделений движения, снабжено инвентарем и оборудованием, обеспечено лучшими кадрами. ВЭО представляло собой военный городок на колесах и располагало жилыми вагонами, передвижным клубом, пекарней, кухней, баней, медпунктом и автотранспортом. ВЭО прошло славный боевой путь, обеспечивая действия 1-го Белорусского и других фронтов. Часто без сна и отдыха, нередко под вражескими бомбежками и артобстрелами железнодорожники невиданными для мирных дней темпами ремонтировали путь, восстанавливали средства связи, объекты водоснабжения и т. п. Двигаясь вслед за нашими наступающими войсками, ВЭО-44 участвовало в освобождении Конотопа, Бахмача и Щорса, Житомира и Черновиц, Бердичева и Варшавы. Благодаря помощи красноярцев уже на пятый день после освобождения столицы Польши Варшавский железнодорожный узел принимал и отправлял поезда.
Сотни красноярских железнодорожников были направлены на фронтовые дороги в составе паровозоремонтных поездов созданной осенью колонны спецрезерва НКПС и военно-эксплуатационных отделений. Сибиряки под огнем противника с риском для жизни трудились на фронтовых перевозках, доставляя пополнение, технику, боеприпасы и продовольствие наступавшим частям, раненых — в тыл страны. Всего Красноярская магистраль направила на прифронтовые дороги 56 паровозных бригад и 139 локомотивов — почти половину инвентарного парка.
С Ужурской линии на запад согласно приказу были направлены все современные паровозы серии ЭМ. Взамен железнодорожники получали паровозы устаревшей серии Щ. На запад отправляли поезда из исправных вагонов, взамен получали поврежденный и аварийный порожняк. В 1943 г. машинисты Красноярского депо Титовец и Иланского депо Шелехов предложили своими силами отремонтировать паровозы к зиме. Это предложение поддержали многие машинисты, и таким образом почти 75% всех паровозов были готовы к работе в зимних условиях. Машинистам помогали руководители предприятий, мастера, рабочие. Инструментальщики своими руками сделали инструменты, не уступающие по качеству заводским. Деповскими умельцами реставрировались запасные части для паровозов.