Экипаж ледокольного парохода «Сибиряков» сделал главное — заставил командование советского ВМФ поверить в присутствие немецкого корабля в Карском море.

Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland («Страна чудес» — нем.) и началась 8 августа 1942 г. В этот день в Карское море перешла немецкая подводная лодка U601, которая должна была разведать советские морские коммуникации и ледовую обстановку. Спустя примерно неделю в район островов Белый — Диксон проследовала U251. Еще две подлодки — U209 и U456 — действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил советской Беломорской военной флотилии (БВФ). Беломорская военная флотилия была сформирована в составе Северного флота в начале августа 1941 г. с целью защиты коммуникаций в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике.
Для успешного проведения операции немцы сосредоточились на ее метеорологическом обеспечении. На острове Шпицберген была высажена партия метеорологов, использовались
Тем не менее 15 августа немецкая подлодка U601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию.
К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В пути германский корабль ждали серьезные испытания — ледяные поля, преодолеть которые он не смог. Как выяснилось впоследствии, немцы считали, что в этом районе существует маршрут вдоль западного берега Новой Земли, вокруг мыса Желания в направлении пролива Вилькицкого. Сутки потребовались «Шееру», чтобы понять эту ошибку. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого.
21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от
Помогла кораблю только перемена ветра — капитан
Утром 25 августа «Адмирал Шеер» утратил дальнее зрение — вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит. Его пришлось расстрелять буквально в щепы из зенитной пушки. Происшествие с самолетом убедило немецкого капитана в том, что продолжать погоню нет никакого смысла,