Выберите категорию

×

Нацистская операция на Северном морском пути

Экипаж ледокольного парохода «Сибиряков» сделал главное — заставил командование советского ВМФ поверить в присутствие немецкого корабля в Карском море.

Ледокол «Александр Сибиряков». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Ледокол «Александр Сибиряков». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland («Страна чудес» — нем.) и началась 8 августа 1942 г. В этот день в Карское море перешла немецкая подводная лодка U601, которая должна была разведать советские морские коммуникации и ледовую обстановку. Спустя примерно неделю в район островов Белый — Диксон проследовала U251. Еще две подлодки — U209 и U456 — действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил советской Беломорской военной флотилии (БВФ). Беломорская военная флотилия была сформирована в составе Северного флота в начале августа 1941 г. с целью защиты коммуникаций в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике.

Для успешного проведения операции немцы сосредоточились на ее метеорологическом обеспечении. На острове Шпицберген была высажена партия метеорологов, использовались самолеты-разведчики. Правда, два из них были выведены из строя — на одном сломались моторы, а другой разбился у берегов Норвегии.

Тем не менее 15 августа немецкая подлодка U601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию.

К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В пути германский корабль ждали серьезные испытания — ледяные поля, преодолеть которые он не смог. Как выяснилось впоследствии, немцы считали, что в этом районе существует маршрут вдоль западного берега Новой Земли, вокруг мыса Желания в направлении пролива Вилькицкого. Сутки потребовались «Шееру», чтобы понять эту ошибку. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого.

21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 км от крейсера, к востоку от острова Мона, и двигались встречным, якобы юго-западным, курсом. Это были корабли 3-го арктического конвоя — 8 сухогрузов и 2 танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Однако «Шеер» упустил свой шанс — разведчик передал, что экспедиция идет на юго-восток, тогда как на самом деле суда двигались в восточном направлении. На крейсере решили дождаться караван в районе «Банки Ермака», но напрасно — ни 21, ни 22 августа советские суда там так и не появились. Капитан «Адмирала Шеера» заподозрил неладное и приказал продолжить путь на восток. Однако время было упущено — конвой успел удалиться на значительное расстояние. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 м. Благодаря радиоперехвату немцам вскоре удалось установить координаты советского каравана, но его спас лед. 24 августа вблизи острова Русского ледокол «Шеер» попал в ледяной плен. «Мы не знали, что делать, кругом было белое поле, большие куски льда давили на крейсер, мы ждали, что он вот-вот треснет, как скорлупа», — вспоминал один из немецких моряков.

Помогла кораблю только перемена ветра — капитан Меендсен-Болькен смог вывести его на рыхлый лед и даже продолжил преследование советского конвоя. Однако сколь-либо значимой скорости достигнуть не получилось — иногда тяжелый корабль преодолевал за час всего 2 км.

Утром 25 августа «Адмирал Шеер» утратил дальнее зрение — вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит. Его пришлось расстрелять буквально в щепы из зенитной пушки. Происшествие с самолетом убедило немецкого капитана в том, что продолжать погоню нет никакого смысла, Меендсен-Болькен повернул крейсер в обратном направлении — на запад, к Диксону. В 11 часов тяжелый корабль прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к району острова Белуха. И здесь «Шеер» встретил свою первую добычу — ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков».

Бой «Сибирякова»: старые мифы и новые факты

Командир парохода «Александр Сибиряков» Анатолий Алексеевич Качарава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Командир парохода «Александр Сибиряков» Анатолий Алексеевич Качарава. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Ледокол «А. Сибиряков» был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 г. и назывался «Беллавенчур» (Bellaventure — англ.). В 1916 г. судно приобретено Россией у Канады, переименовано в честь русского золотопромышленника и исследователя Сибири Александра Михайловича Сибирякова.

В июле 1932 г. «А. Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Тем самым «Сибиряков» совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за период одной навигации. В 1936 г. судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море, в следующем году было спасено и отремонтировано в Архангельске. До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как корабль-снабженец.

В августе 1941 г. «Сибиряков» вошел в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии (при этом оставаясь судном Главного управления СМП) под названием ЛД-6 («Лед-6»). 32-летнему капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание «старший лейтенант».

24 августа пароход «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон с 349 т груза для полярных станций на Северной Земле и сооружения новой станции на мысе Молотова. На его борту было больше 100 человек, в т. ч. команда, артиллеристы и полярники.

Л. Новиков и А. Тарандин в книге «Сказание о «Сибирякове» приводят сведения, согласно которым экипаж «Сибирякова» был проинформирован о рейде германских субмарин по маршруту Севморпути. Одна из них якобы обстреляла полярную станцию на Новой Земле. Однако документы из журналов переговоров судов, находившихся на трассе Севморпути, эти данные не подтверждают. Скорее всего, информация о рейде германских лодок и «Адмирала Шеера» стала достоянием советских военно-морских сил только 24 августа — из сообщения Великобритании.

Народный комиссар флота адмирал Николай Кузнецов пишет в своих воспоминаниях: «24 августа 1942 г. старший офицер военной миссии Великобритании в Архангельске капитан 1-го ранга Монд сообщил командованию Северного флота, что, по сведениям английской разведки, несколько дней назад германский карманный линкор „Адмирал Шеер“ покинул Вест-фьорд в Норвегии, скрылся в неизвестном направлении и обнаружить его пока не удалось».

На поиски немецких кораблей 23 августа в Кольский залив вышел американский тяжелый крейсер «Тускалуза» со свитой из пяти эсминцев. Однако советское командование не выразило особой заинтересованности в американской эскадре у своих берегов, и спустя двое суток она отправилась в порт Великобритании.

Впрочем, британские сигналы опасности были не единственными. 24 августа крейсерский самолет «Арадо» засветился перед специалистами полярной станции на острове Гейберга (архипелаг Норденшельда), о чем своевременно сообщили в адрес штаба морских операций в западном секторе Арктики. Полярники достаточно точно описали внешний вид самолета, который не мог соответствовать ни одному советскому. Однако никакой реакции со стороны военных не было.

Буквально в тот же день немецкая подлодка U601 потопила северо-западнее Диксона советский пароход «Куйбышев», а утром 25 августа другая субмарина — U255 — обстреляла одну из метеостанций на мысе Желания. Сгорело несколько деревянных построек, незначительно пострадал передающий радиоцентр. Полярники отправили в эфир четыре сообщения о нападении, проинформировав, что рейд совершала именно подводная лодка. Однако никакой информации о возможной встрече с немецкими кораблями до «Сибирякова» не дошло. Именно поэтому произошедшее в 13:17 25 августа могло показаться капитану Качараве миражом. А для Меендсен-Болькена встреча была редкой удачей.

Исход поединка у немецкого капитана сомнений не вызывал. На русском судне команда «Адмирала Шеера» планировала захватить данные о ледовой обстановке и движении конвоев. А для того чтобы экипаж «Сибирякова» не уничтожил документы, немцы решили пойти на хитрость — крейсер развернулся на противника носом, чтобы скрыть характерный профиль, и поднял флаг США. Затем, после взаимного обнаружения, с борта рейдера сигналом прожектора был сделан первый запрос, причем по-русски: «Кто вы? Куда вы направляетесь? Подойдите ближе».

Фото горящего ледокола «Александр Сибиряков». Сделано с немецкого линкора «Адмирал Шеер». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Фото горящего ледокола «Александр Сибиряков». Сделано с немецкого линкора «Адмирал Шеер». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

На «Сибирякове» не сразу поняли, что перед ними вражеский крейсер, — на это потребовалось около получаса. Немцы пытались замаскироваться под американский корабль, но их выдало плохое знание русского языка и вопросы о состоянии льдов. Так, по данным военного историка и писателя, кандидата исторических наук Мирослава Морозова, «в 13:38, когда с парохода запросили название встреченного корабля, в ответ вместо просигналенного „Тускалуза“ (немцы знали о нахождении этого американского крейсера в Баренцевом море из данных радиоперехвата) на „Сибирякове“ удалось разобрать „Сисиама“. Корабль под американским флагом с японским названием не мог не насторожить советского человека, воспитанного в духе бдительности».

Капитан Качарава приказал экипажу дать полный ход и повернуть к берегу — острову Белуха, до которого было примерно 10 морских миль. В эфир в адрес Диксона была выпущена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». На «Адмирале Шеере» начали ставить помехи и просигналили требование прекратить радиопередачу и заглушить двигатель. Никакого ответа не последовало. На крейсере взвился боевой флаг «Кригсмарине». Это послужило поводом к началу морского боя. В советское время мемуаристы писали, что первым открыл огонь именно «Александр Сибиряков». Однако для небольшого парохода в этом не было никакого смысла — расстояние между ним и «Шеером» было слишком велико для маломощных советских орудий. Кроме того, «Сибиряков» намеревался уйти к острову как раз для того, чтобы спасти находившихся на его борту людей.

Очевидно, что немцы сделали выстрел первыми, причем холостой, чтобы предупредить советский корабль о бесполезности сопротивления. «Сибиряков» в этом момент открыл ответный огонь.

«Он знал неизбежный исход боя. Заранее приказал старшему механику и своему заместителю по политической части в критический момент открыть кингстоны, пустить потоки воды в трюм, чтобы „Сибиряков“ ушел на дно с не спущенным флагом и всеми судовыми документами», — так описывал действия капитана Качаравы журналист-полярник Георгий Кублицкий.

В 13:45 с «Сибирякова» в Диксон была направлена радиограмма: «Началась канонада, ждите» — и сразу за ней: «Нас обстреливают». Сообщение еще раз повторили в 13:49, но безуспешно — «Шеер» выставил радиопомехи.

За 40 минут немцы сделали только несколько выстрелов — из мощного 280-мм орудия. Попадания удалось достигнуть со второго выстрела. Советский пароход потерял ход и получил пробоины в носовой части. Загорелись бочки с бензином, расставленные на борту. При этом «Сибиряков» продолжал отстреливаться. «Мы были удивлены сопротивлением русского судна. Самим его фактом. Ведь моряки были обречены, никаких шансов попасть в наш корабль у них не было», — впоследствии вспоминал один из немецких матросов, участник «Страны чудес».

В 14:05 «Сибиряков» отправил в Диксон последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». К этому моменту капитан Качарава был тяжело ранен, как и многие другие члены экипажа судна. «Адмирал Шеер» прекратил огонь в половине третьего, выпустив по советскому пароходу 27 снарядов, из которых 4 попали в цель. Все это время кормовая пушка ледокола продолжала огонь!

«Сибиряков» — «полярный «Варяг» — ушел на дно в районе 15 часов. Михаил Пойзнер, доктор технических наук, профессор, один из исследователей гибели «Александра Сибирякова», пишет в своей работе: «С „Шеера“ спустили катер, чтобы захватить шлюпку с уцелевшей частью экипажа. Люди мало кого интересовали — нужны были прежде всего сведения о ледовой обстановке в Карском море, шифры, коды…»

Л. Новиков и А. Тараданин в «Сказании о «Сибирякове» пишут: «Эта расправа над сибиряковцами в сохранившемся вахтенном журнале фашистского рейдера была отмечена следующими словами: „Катер обнаружил в шлюпке 28 человек. Но несколько русских отказались погрузиться и пошли ко дну“. Несколько — это 9 советских матросов».

Другие исследователи утверждают: «На горящей палубе остались тяжело раненные комиссар Зелик Элимелах и старший механик Николай Бочурко».

Михаил Пойзнер выстраивает свою версию событий и утверждает, что на тонущем судне остался лишь политрук, капитан 3-го ранга Зелик Абрамович Элимелах: «Сошли все, даже вынесли капитана. Кочегар Н. И. Матвеев, который не хотел сдаваться, был тут же расстрелян. Не сошел лишь комиссар. Он утонул вместе с судном в ледяной воде, на виду у всех, у флага…»

Оставшиеся в живых члены экипажа «Сибирякова» вместе с полярниками до конца оставались на судне, лишь немногие оказались в единственной уцелевшей шлюпке. Немцы отправили за ними катер. Всего удалось подобрать 22 из 104 человек, находившихся на борту ледокола. Капитан Качарава был также подобран — раненый, он потерял сознание и попал в плен. Он выжил и вернулся оттуда в 1945 г.

Несмотря на потерю «Сибирякова», героический экипаж корабля сделал главное — заставил командование советского ВМФ поверить в присутствие немецкого корабля в Карском море, на Северном морском пути. Информация о рейдере была разослана по всем военным базам, на все суда, находившиеся в Арктике. Тем самым были спасены тысячи человеческих жизней, ценные грузы, подготовлена оборона советских портов.

Самое удивительное в этой истории то, что на «Адмирале Шеере», потопив слабо вооруженный пароход, взяв в плен капитана, радиста, инженера и метеоролога, не узнали практически ничего нового о Севморпути. Спасенные моряки либо не располагали необходимой информацией, либо отказывались от всякого сотрудничества с противником.

Немцы узнали о том, что обнаружены, 25 августа в 15:45, перехватив советскую радиограмму. К этому моменту рейдер уже устремился на северо-запад от места боя, т. к. рассчитывал перехватить советские суда на несуществующей в реальности линии Мыс Желания — Диксон. Причем «Адмиралу Шееру» вновь пришлось преодолевать ледовые поля, что значительно снижало скорость его движения. Так и не найдя караванов судов, капитан германского крейсера принимает решение совершить нападение на один из портов. Самым удобным для пиратского рейда портом мог стать Диксон. Именно там немцы рассчитывали найти корабли с грузом, добыть сведения о маршрутах Северного морского пути, информацию о погоде и состоянии льдов. Тем более что Диксон был удален от советских авиационных и морских баз, следовательно, самолеты и корабли придут к нему на помощь нескоро.

Между тем время работало против немцев. Они потеряли как минимум 12 часов. К утру 26 августа к советским военачальникам пришло осознание того, какую опасность таит в себе поход немецкого корабля. В 01:40 радиостанция на мысе Челюскин сообщила о крейсере противника, идущем на восток. Лишь за пять часов до этого точку прошел караван ЭОН-18. Руководство Северного морского пути отреагировало на такое известие достаточно эмоционально — в 14:30 начальник СМП Иван Папанин связался со штабом Северного флота и в резкой форме потребовал выслать морские бомбардировщики для уничтожения немецкого корабля. Еще раньше нарком ВМФ Николай Кузнецов распорядился усилить наблюдение на трассе СМП, а также установить жесткий контроль за движением всех морских торговых судов. Вечером 26 августа в Диксон было решено перебросить 10 самолетов МБР-2.

Таким образом, для начала принятия действенных мер по поиску немецкого крейсера командованию советского военного флота потребовалось более суток. За это время жертвами вражеского корабля, будь везение на его стороне, могли стать десятки судов.

29 апреля 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода „А. Сибиряков“ в бою с фашистским крейсером „Адмирал Шеер“ в период Великой Отечественной войны»: Бочурко Николай Григорьевич, Никифоренко Семен Федорович, Элимелах Зелик Абрамович, Алексеев Иван Алексеевич, Герега Серафим Изосимович, Копылов Иван Федорович, Павловский Андрей Тихонович, Седунов Федор Васильевич.

Капитан «Александра Сибирякова», Анатолий Алексеевич Качарава был награжден орденом Красного Знамени после реабилитации.

В 1965 г. координаты места боя и гибели ледокольного парохода «Александра Сибирякова» (76°00′00″ с. ш. 91°31′00″) объявлены местом боевой славы.

Дата последнего изменения: 18.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.