Выберите категорию

×

Ночные бомбардировщики из Красноярского края

В Красноярском крае были сформированы 5 полков ночных бомбардировщиков: 669-й в Канске, 673-й в Красноярске, 675, 678 и 679-й — в Абакане.

Аэроклубовцы у самолета У-2. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Аэроклубовцы у самолета У-2. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Большие потери в авиации потребовали формирования новых частей. Одним из центров по их созданию стал Сибирский военный округ. К декабрю 1941 г. ВВС округа сформировали 18 полков ночных бомбардировщиков. На их вооружение поступили самолеты Р-5, P-Z, У-2 и СБ, в спешке изымавшиеся из аэроклубов, учреждений гражданской авиации, расформированных авиашкол и разнообразных баз хранения. В каждом полку насчитывалась 20–21 боевая машина. При этом на самолетах отсутствовало стрелковое и бомбовое вооружение. На заводы Новосибирской области спешно поступили заказы по изготовлению бомбодержателей, сбрасывателей и шкворневых установок для пулеметов.

В Красноярском крае были сформированы 5 полков: 669-й (на базе Канской военной авиашколы стрелков-бомбардиров) в Канске, 673-й (на базе Харьковской военной авиашколы стрелков-бомбардиров) в Красноярске, 675, 678 и 679-й (все на базе 1-й ВАШППО и Черногорского аэроклуба) в Абакане.

Нужно сказать, что 1-я Киевская ВАШППО прибыла в Абакан 9 ноября 1941 г. Практически сразу на ее базе началось формирование полков ночных бомбардировщиков. К примеру, 675-й ночной бомбардировочный авиаполк (НБАП) подполковника Сергея Мельникова был создан в четыре дня. Формирование 678-го НБАП старшего лейтенанта Бориса Фадеева длилось шесть дней, 679-го капитана Александра Яблочникова — пять.

До войны в крае функционировали три аэроклуба: Красноярский, Канский и Черногорский. Они максимально использовались при формировании новых полков.

После передачи матчасти и летно-технического состава в ВВС, аэроклубы оказались лишены возможности выполнять задание по подготовке новых кадров. Летной практики почти не было. В основном преподавалась теория и наземная подготовка. Поэтому по распоряжению ЦС Осоавиахима курсанты Красноярского и Черногорского аэроклубов были переведены на доучивание в Сталинский аэроклуб Новосибирской области. Красноярск отправил на запад 55 курсантов, Черногорск — 38. После завершения учебы они прямо из Новосибирска ушли на фронт.

После укомплектования полков в Красноярском аэроклубе осталось 12 инструкторов и техников вместо 32 по штату, в Черногорском — 13 вместо 26.

673-й полк, имея 18 самолетов P-Z, вошел в состав ВВС (52-я армии Волховского фронта). В тяжелейших боях в районе Новгород — Чудово с 15 января по 7 апреля 1942 г. за 219 ночных боевых вылетов полк потерял все 18 самолетов и 16 человек летного состава, уничтожив 1 паровоз, 60 вагонов, 12 самолетов противника и 550 человек пехоты.

675-й полк был переброшен на Калининский фронт, расположился в аэропорту Крапивня и уже в декабре вступил в бои с противником. В канун Нового года не вернулись с боевого задания младший лейтенант Сергей Забалов и начальник связи полка лейтенант Михаил Тарарин. 18 января самолеты люфтваффе нанесли удар по Крапивне. Погиб командир звена старший сержант Семен Гавриш.

Летчики-красноярцы 828-го ШАП. 1-й ряд: Н. Боровков, П. Рубанов, П. Усачев, 2-й ряд: Г. Цуканов, В. Богданов, А. Тимошенко. Германия, 1945 г. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Летчики-красноярцы 828-го ШАП. 1-й ряд: Н. Боровков, П. Рубанов, П. Усачев, 2-й ряд: Г. Цуканов, В. Богданов, А. Тимошенко. Германия, 1945 г. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

На Калининский фронт попал и 678-й полк. В июне в части случилось событие, легшее пятном на весь полк. Прямо с аэропорта Балашиха два авиационных механика угнали самолет. «При прохождении своей службы в аэроклубах имели летную тренировку на У-2 совместно с инструкторами, — отмечается в рапорте по факту происшествия. — За последнее время были отмечены систематические нарушения дисциплины. В течение последующих 5 дней была замечена крепкая дружба между ними» (ОБД-Мемориал). В апреле 1942-го после установки на летательные аппараты подвесных кассет для перевозки грузов, полк был направлен на Сталинградский фронт в состав 8 ВА. Здесь под командованием капитана Фадеева выполнял задачи по перевозке запчастей, боеприпасов и других грузов воздушным армиям.

Через десять дней полк понес новые серьезные потери. Немецким истребителем был сбит Р-5 командира эскадрильи Антона Орлова. Вместе с ним погибли стрелок-бомбардир, бывший курсант Александр Кокайло и механик звена старший сержант Константин Чернышев.

История полка была короткой, он был расформирован 13 мая 1942 г. Личный состав 669-го полка был направлен на пополнение 680-го НБАП. Уже после этого события полк понес последнюю потерю: в госпитале от травм, полученных при аварии, скончался житель Канска, старший лейтенант Иван Исаев.

Командиром 669-го НБАП был назначен майор Петр Пудан, до недавнего времени возглавлявший авиационную эскадрилью Канской ВАШСБ. В январе 1942 г. полк был переброшен на Карельский фронт. В составе 103-й смешанной авиационной дивизии фронта он действовал на Медвежьегорском направлении. Практически сразу же полк потерял своего командира — 18 января 1942 г. Петр Пудан не вернулся с боевого задания. В Канске у него осталась супруга Ядвига. Вместе с майором без вести пропали штурман полка капитан Дмитрий Кузьменко и начальник связи полка старший лейтенант Василий Медведев.

Управление, штаб и штурманский состав на укомплектование 679-го полка Яблочникова поступили из резерва ВВС СибВО и эвакуированной в Красноярск Харьковской военной авиашколы стрелков-бомбардиров. Летчики и авиамеханики — из личного состава Красноярского и Черногорского аэроклубов, младшие авиаспециалисты — из ШМАС. Поэтому в его составе оказалось много выходцев из края. К примеру, летчики Анатолий Тимошенко, Григорий Цуканов, Леонид Кузнецов, Николай Статкевич, старший техник-лейтенант Станислав Козик, техник звена управления старший сержант Борис Зырянов, лейтенант Николай Устинов, старший техник-лейтенант Григорий Щепетков, техник-лейтенант Алексей Алексеев и Александр Курбангалеев.

Всего Красноярский аэроклуб передал в состав полка 11 летчиков, 13 техников и 14 самолетов. Черногорский — 6 летчиков, 7 техников и 6 самолетов. Летный состав боевого опыта не имел, но бывшие инструкторы аэроклубов имели большой практический опыт летной работы и налет от 700 до 2300 часов.

А.В. Тимошенко у своего самолета. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. А.В. Тимошенко у своего самолета. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

1 января 1942 г. эшелон с 679-го ночного бомбардировочного авиаполка прибыл на станцию города Егорьевска. 24 февраля 1942 г. был получен приказ о включении авиаполка в состав ВВС Карельского фронта. По прибытии он был разделен на две части. 1-я эскадрилья вела боевую работу с аэродрома Лоухи, 2-я эскадрилья занялась транспортной работой с аэродрома Сосновец. 1-я эскадрилья с 3 марта 1942 г. начала вылеты по бомбардировке вражеских объектов на Кестеньгском направлении. В апреле войска Карельского фронта провели здесь неудачную наступательную операцию, которую активно поддерживала авиация, совершившая 1300 боевых вылетов.

В этих боях полк потерял первый летательный аппарат. В мае из рейда не вернулся экипаж бывшего летчика-инструктора Красноярского аэроклуба младшего лейтенанта Леонида Кузнецова. При отходе от цели самолет был сбит зенитной артиллерией противника, врезался в лес на территории противника, но экипаж остался жив. Командир экипажа получил тяжелые травмы и самостоятельно передвигаться не мог. Штурман старший сержант Николай Таратайко, сам находясь в тяжелом состоянии, помогал командиру идти. Более 90 км по снегу и льду прошли пилоты в тылу противника и вышли к советским войскам. За спасение командира Таратайко первым в полку был награжден орденом Ленина, а командир экипажа Леонид Кузнецов — орденом Красного Знамени.

С 13 мая по 2 октября 1942 г. весь полк работал с аэродрома Сосновец, занимался транспортными перевозками на Карельском фронте. Причина в природе — наступил полярный день и ночные бомбардировки стали невозможными.

В августе из части личного состава 679-го полка был сформирован 968-й ночной бомбардировочный авиаполк. В него вошли командир и начальник штаба полка, начальники служб и 50% летного и технического состава (968-й НБАП просуществовал короткий период — до 25 ноября 1942 г., затем личный состав был направлен вновь в 679-й НБАП и в 828-й ШАП).

Со 2 октября 1942 г. 2-я эскадрилья полка вела боевую работу в интересах ВВС 32-й армии с аэродрома Сумеречи на Медвежьегорском направлении. 22 октября полк потерял сразу два самолета. Была сбита машина, пилотируемая капитаном Семеном Русецким. Вместе с ним погиб штурман Николай Стрекалов. Также не вернулся с боевого вылета экипаж в составе пилота Александра Зюзькова и штурмана Николая Волкова.

За 1942 г. полк произвел 305 боевых вылетов, 3187 транспортных самолетовылетов, перевез 78 400 кг груза и 2993 человека личного состава, налетав за это время 4370 часов.

Кроме этих полков, в Ленинск-Кузнецке Кемеровской области был сформирован 682-й НБАП капитана Григория Покоевого на У-2. Базой для полка послужила Бирмская школа пилотов. Кроме того, в пополнении полка участвовали Красноярский и Канский аэроклубы. Последний передал в состав полка 5 пилотов, 3 техников и 8 самолетов.

Полк начал фронтовую службу в составе 63-й авиационной дивизии под Курском. Первые боевые вылеты начались 25 января, а уже 5 февраля случились первые потери. В этот день не вернулся на родной аэродром экипаж старшего сержанта Савицкого и стрелка-бомбардира сержанта Самойленко.

За своих погибших летчики полка отомстили сполна. К 12 мая полк совершил 684 боевых вылета. Цифры из журнала боевых действий впечатляют: «Разрушено и уничтожено: 95 домов, 5 артбатарей, 5 минометных батарей, 17 дзотов, 2 склада боеприпасов, 11 огневых точек, 1 штаб, 2 ж.-д. вагона, 1 элеватор, 1 станционное здание, 210 солдат и офицеров противника».

С мая 1942 г. 682-й НБАП переименован в 879-й смешанный авиаполк (САП) двухэскадрильного состава: 1-я эскадрилья на И-153, 2-я — на У-2. Полк вел боевую работу в распоряжении командующего 48-й армией в районе Рогозина, Корсуни, Архангельского, Вязоватого, Лесков.

За период с 17 по 31 мая 1942 г. летчики полка совершили 168 боевых вылетов. За июнь 1942 г. — 411 боевых вылетов, в июле — 426, в сентябре — 509, в октябре — 148, в ноябре — 52, в декабре — 153. Результаты: сбиты Ме-109Ф, ХШ-126, ФВ-189, подбит ФВ-189, 229 пожаров, 2372 взрыва авиабомб. Уничтожено до двух взводов живой силы, 14 зенитных пулеметов, 3 зенитных орудия, 9 артбатарей, 16 минометов, 17 автомашин, 11 ж.-д. вагонов, подавлено 15 зенитных пулеметов, 1 зенитка, 5 минометных батарей, взорвано 4 склада с ГСМ и БП, разрушено 68 домов, заводское здание, рассеяны пулеметным огнем движущиеся колонны общей численностью до 500 человек.

Боевая характеристика на командира 879 ОСАП майора Покоевого Григория Прокофьевича: «Майор Покоевой Г. П., 1907 г. р., рабочий, член ВКП(б) с 1930 г., в-КА с 1927 г., окончил 8-ю Одесскую ВАШП в 1930 г. и учился в Академии им. Фрунзе. В должности командира полка с 14 ноября 1941 г. С 15 июля 1942 г. полк под командованием майора Покоевого произвел эскадрильей ночных бомбардировщиков У-2 ночью 995 самолетовылетов и днем 157 самолетовылетов, истребительной эскадрильей И-153 — 254 самолетовылета. За это время полк потерял один самолет И-153 не боевых потерь. Катастроф, аварий и других летных происшествий по вине личного состава не имеет. В личном составе полк потерь не имеет. Майор Покоевой инициативный, волевой, в совершенстве знающий свое дело командир. Чуткий и отзывчивый товарищ, умело сочетающий боевую деятельность полка с бытовыми нуждами личного состава. Майор Покоевой за мужество и отвагу, проявленные в боях за Родину награжден орденом Красного Знамени. С 15 июля 1942 г. произвел 7 боевых вылетов, из них 4 ночью на У-2 и 3 днем на И-153, 1 — с участием в воздушном бою. Должности командира полка вполне соответствует. Начальник штаба 48-й армии генерал-майор Бобков. Утверждаю: командующий 48-й армией генерал-майор Халюзин. 15 декабря 1942 г.».

Г. П. Покоевой войну закончил командиром дивизии, после войны стал генерал-майором авиации.

Дата последнего изменения: 22.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.