Выберите категорию

×

Перегон самолетов через Красноярск с востока СССР на запад

Через Красноярск перегонялись самолеты с военных заводов Иркутска и  Комсомольска-на-Амуре.  

Схема аэродрома, г. Красноярск, 1943 г. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г. Схема аэродрома, г. Красноярск, 1943 г. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г.

Через Красноярск в годы войны переправляли не только зарубежную технику, но и отечественные самолеты. Военный аэродром в краевом центре был базовым и для приема самолетов с авиационных заводов в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Это были бомбардировщики Ил-4, Пе-2, Пе-3 и Ер-2.

Иркутский авиационный завод, с 19 декабря 1941 г. — завод № 39 им. Сталина, выпускал: пикирующий бомбардировщик Пе-2 (1941—1943 гг.); дальний истребитель Пе-3 (1942—1943 гг.); дальний бомбардировщик Ил-4 (1942—1944 гг.); дальний бомбардировщик Ер-2 (с 1944 г.).

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод работал под № 126. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало бомбардировщики дальней авиации — ДБ-3Ф (Ил-4). Всего было построено 2 757 этих боевых машин.

Перегоном самолетов с востока через Красноярск занимались пилоты 12-й особой авиагруппы (ОАГ) Гражданского воздушного флота. Она была сформирована в соответствии с приказом от 15 марта 1942 г. Собирали в группу пилотов со всей страны. Здесь были даже летчики из Казахстана и Узбекистана и, конечно, енисейцы из местной авиагруппы ГВФ. В частности, Михаил Емец, Борис Кузнецов, Евгений Лисицын. Бортмеханик Михаил Лютых, уроженец села Далай Иланского района Красноярского края, прибыл из Дальневосточного управления Гражданского флота.

Уже в апреле начала работать первая эскадрилья 12-й ОАГ. Перелеты были столь же опасны, как и на Красноярской трассе. Тайга, множество водоемов, совсем мало ориентиров. Все это приводило к авиакатастрофам. Происходили трагедии по всей линии трасс Комсомольск-на-Амуре — Москва и Иркутск — Москва. Погибали не только пилоты 12-й ОАГ, но и те экипажи, что прибывали за бомбардировщиками прямо на заводы. Поэтому уже в ноябре 1942 г. Комсомольскую трассу перекрыли. Самолеты со 126-го завода решили отправлять только железнодорожным путем. С декабря 1942 г. 12-я особая авиагруппа массово перегоняла самолеты только из Иркутска.

Из воспоминаний пилота полка морской авиации И. И. Кабакова, перегонявшего из Иркутска самолет Пе-2: «Маршрут от Иркутска до Ленинграда по полетному времени был в несколько раз длиннее, чем мой общий налет на этом типе самолета! До Казани летели по „компасу Кагановича“ — вдоль железной дороги. Обслуживание трассы было очень примитивным. Запасных аэродромов практически не было, метеообслуживание было слабым. Во время перелета полк потерял два самолета. Один загорелся под Красноярском. Экипаж погиб. Второй сел в Канске с убранным шасси. Следом за нами летел полк армейской авиации. Так они только пятнадцать самолетов из тридцати догнали до Казани».

Памятник советскому и американскому летчикам в г. Фэрбанкс, Аляска, США. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г. Памятник советскому и американскому летчикам в г. Фэрбанкс, Аляска, США. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г.

В мае 1943 г. к перегонке самолетов была подключена вновь сформированная на базе 12-й ОАГ ГВФ 73-я вспомогательная авиационная дивизия (ВАД) авиации дальнего действия. Она выполняла задачи по перегону американских самолетов с аэродрома в Красноярске и советских бомбардировщиков с заводов в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре. В состав дивизии вошли 104-й и 105-й вспомогательные авиаполки. В полках имелось по 30 экипажей, и снова в них попали гражданские пилоты Енисейской авиагруппы ГВФ.

С июня 1943 г. дивизия начала перегон самолетов Ли-2, Ил-4, В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон», С-47 «Дуглас». Самолеты перегонялись из Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Ташкента, Баку.

В 73-й дивизии также летали красноярцы. Например, младший лейтенант Александр Ермолаев, уроженец краевого центра, ставший со временем начальником связи эскадрильи перегоночного полка. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Старший лейтенант Иван Животягин родился в Ростовской области, но после Батайской авиационной школы перебрался в Красноярск, стал командиром корабля в Енисейской авиагруппе ГВФ. Летал в 12-й ОАГ, затем во вспомогательной дивизии. К 16 января 1945 г. перегнал на запад 45 импортных и отечественных самолетов. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Лейтенант Николай Осипов из деревни Тагашет Нижнеингашского района окончил Новосибирскую авиашколу. С 1943 г. также служил во вспомогательной авиадивизии.

Известно, что только с мая 1943 по май 1944 г. пилотами 73-й ВАД был перегнан 2021 самолет, в том числе: Ил-4 —1174 шт., Ли-2 — 434 шт., В-25 — 222 шт., С-47 — 112 шт., А-20 — 17 шт., Ще-2 — 7 шт., Ер-2 — 2 шт., других типов — 52 шт.

12-я группа и 73-я дивизия с июня 1942 по июль 1945 г. понесли серьезные потери при перегоне самолетов. За это время произошло 34 катастрофы, погибли 60 пилотов и бортмехаников.

Дата последнего изменения: 15.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.