Выберите категорию

×

Подвиг изыскателей железнодорожной линии Абакан — Тайшет

В 1942 г. руководимая Александром Кошурниковым экспедиция погибла при проведении изысканий, необходимых для строительства будущей железной дороги Абакан — Тайшет.

А. М. Кошурников. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. А. М. Кошурников. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Линия Абакан — Тайшет проектировалась еще в 1930-е гг. как трасса, призванная обеспечить пассажирские и транзитные грузовые перевозки из районов Средней Азии, Казахстана и Кузбасса в Восточную Сибирь, на Дальний Восток и обратно. Уже и название у будущей трассы было — Южсиб, по аналогии с Транссибом.

Новая линия имела и важное оборонное значение как дорога, обеспечивающая выход грузов воинского назначения из юго-восточных районов СССР к дальневосточным рубежам, где в канун войны с гитлеровской Германией была сосредоточена мощная Квантунская группировка войск агрессивно настроенной Японии.

Но начавшаяся война заставила пересмотреть многие планы и проекты. И все же в 1942 г. было принято решение начать изыскания на будущей трассе по пяти вариантам, главными из которых были направления Абакан — Тайшет и Абакан — Нижнеудинск. Эту работу было поручено выполнить Новосибирскому проектному институту «Сибгипротранс».

А. Д. Журавлев. Источник: Красноярск — Берлин. 194—1945 гг., 2009 г. А. Д. Журавлев. Источник: Красноярск — Берлин. 194—1945 гг., 2009 г.

На один из сложнейших участков будущей железной дороги 5 октября 1942 г. вышла экспедиция во главе с инженером Александром Кошурниковым, имевшим опыт изысканий и проектирования дорог, в частности трассы Сталинск (ныне Новокузнецк) — Абакан. В составе группы были инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато. Ввиду военного времени и спешки — близилась зима — оснащенность экспедиции была слабой.

Через четыре дня изыскатели вышли на быструю и порожистую реку Казыр в отрогах Абаканского хребта. Путь пролегал через глухую тайгу с поваленными деревьями и густыми зарослями высокой травы, через нависшие над рекой горные кручи. А на плечах у каждого — тяжелые вьюки с провиантом, одеждой, приборами и образцами пород. Часть пути с риском для жизни удалось преодолеть на изготовленных изыскателями плотах. Шесть из таких плотов разбились на порогах, и бурная река унесла почти все запасы, в т. ч. продукты и одежду. Ситуацию усугубила необычно рано наступившая зима.

Самое поразительное, что в таких невероятно сложных условиях Александр Кошурников вел полевой дневник. Нельзя без волнения читать обжигающие душу строки этого дневника, свидетельствующие о верности долгу, силе воли и мужестве, не покидавших начальника экспедиции до последнего часа.

25 октября Кошурников пишет: «Завтра дальше в путь. Мало продуктов, сегодня доели хлеб. Сухарей осталось дня на 4… До жилья осталось 90 километров, если раньше не встретим рыбаков… Нужно торопиться. Если река со своими ледовыми перекатами не подведет, то все окончится вполне благополучно…»

Запись от 29 октября. «…За день пройдено по трассе только 8 километров… Идти очень тяжело… Хуже всех чувствует себя Стофато… Все время падает и сильно устает…»

31 октября: «Продовольствие кончилось… Идти нельзя… Завтра будем делать новый плот… Заметно слабеем…»

И, наконец, последняя запись от 3 ноября 1943 г.: «Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25… К берегу добраться помог ему я, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

К. А. Стофато. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. К. А. Стофато. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

180 км в неимоверно тяжелых условиях преодолела экспедиция Александра Кошурникова. До ближайшего населенного пункта оставалось всего 30 км, но…

Пропавших изыскателей искали бойцы погранзаставы, лыжные отряды, самолет, коллеги и друзья из Новосибирска. Однако никаких следов экспедиции обнаружить не удалось. Метровый снег укрыл леса и горы, лед сковал реки.

Лишь год спустя жители поселка Нижняя Тридцатка Степановы, рыбачившие на Казыре, случайно обнаружили в тихой заводи у Базыбайского порога полузанесенный илом труп человека в форменном железнодорожном кителе. В карманах нашли часы, паспорт на имя А. М. Кошурникова, а между камней — чудом сохранившийся дневник. Так была раскрыта трагическая тайна пропавшей экспедиции.

В 1966 г. Указом Президиума ВС СССР изыскатели трассы Абакан — Тайшет А. Кошурников, А. Журавлев и К. Стофато посмертно были награждены орденами. Имя героев носят три станции дороги Абакан — Тайшет. О подвиге изыскателей-первопроходцев написаны книги, стихи, песни. Их помнит страна.

Дата последнего изменения: 19.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.